Не знаю, как русские, но иностранцы точно поседеют при подъеме на смотровую площадку и спуске с нее.
Узнав из СМИ об открытии на сопке Мишенной смотровой площадки «Корона», мы с коллегами решили посмотреть, как она выглядит на самом деле.
Действительно, довольно широкая, удобная деревянная лестница с крепкими перилами, крытая просторная беседка и ажурная смотровая площадка. Великолепная погода – солнце, чистое голубое небо, тишина – только усиливала впечатление от изумительной панорамы города и его окрестностей, бухты, синевы океана, заснеженных вершин вулканов.
Мы до этого неоднократно бывали на сопке, и было приятно увидеть такую заботу о жителях города и его гостях. Правда, всегда есть «но», и на сей раз ставшее ложкой дегтя. Первое – это дорога на вершину сопки. Начиная с улиц города, она представляет собой сплошные рытвины и ухабы с остатками асфальтового покрытия. Далее – череда мусорных свалок и обшарпанных гаражей уже вдоль разбитой грунтовой дороги. Но самое занимательное начинается на подъеме в гору. Узкая разбитая дорога, на которой с трудом разминаются два легковых автомобиля, ведет к вершине. Никаких бордюров, ограждений. Площадки поворотов круто обрываются к склону сопки.
Мы поехали в будний день, тем не менее на сопку и с нее двигалось много автомобилей. Перед самой вершиной расчищены две площадки, на которых может разместиться пара десятков автомашин. А что будет, если поток машин будет значительным? Где их размещать, как разъезжаться? Хорошо, что было тепло и сухо. Но ведь будут ездить и в дождь, и в снег, и в гололед.
Кто и на каком основании разрешил движение автотранспорта по этому, по сути дела, технологическому проезду, остается загадкой. Удивляет и позиция ГИБДД. Видимо, нужно дождаться аварии, да еще, не дай Бог, с пострадавшими, чтобы начать искать виновных.
Второе. Смотровая площадка – место массового пребывания людей. А любой организатор массовых мероприятий должен как минимум обеспечить выполнение двух позиций: безопасность людей и возможность справить естественные потребности.
Про безопасность (на дороге) мы уже говорили. К сожалению, и туалетов нам обнаружить не удалось. В оправдание можно сказать, что не успели построить, что это объект второй очереди, что не хватило средств и т. д., и т. п. Но все это будут отговорки. Туалет в местах скопления людей – объект первой необходимости.
Можно представить, что какой-нибудь шустрый туроператор решит порадовать гостей, да еще иностранцев, красотами города с высоты птичьего полета. Не знаю, как русские, но иностранцы точно поседеют при подъеме на сопку и спуске с нее. А туалетов нет ни на вершине, ни у подножия.
Какие же выводы можно сделать?
Строить дорогу на сопку долго и очень дорого. В лучшем случае ее стоит несколько расширить, оградить опасные места и оставить как технологический проезд.
Для доставки на смотровую площадку жителей города и туристов следует построить фуникулер или канатную дорогу с кабинами. Это дешевле, строится быстрее, а главное, начнет окупаться уже с началом эксплуатации.
Подъемник можно построить как на восточном, так и на западном склоне. Но на западном – экономнее. Склон менее застроен. От дороги, которая ведет от микрорайона Геологи до Силуэта, расстояние до вершины сопки меньше, чем на восточном склоне. Да и сама дорога при ее расширении и обустройстве будет удобна для подвоза жителей города и приезжих к подъемнику.
Кстати, после оборудования подъемника можно будет реанимировать горнолыжную трассу, закрытую в начале 1990-х, из проектирования пересекающей ее дороги или оборудовать трассу для сноуборда. Над существующей дорогой можно будет сделать мостик, что придаст еще больше экстрима сноубордистам.
На наш взгляд, проект весьма инвестиционно привлекательный.
И последнее. Хотелось бы, чтобы жители и гости города могли обойти вокруг вершины сопки, то есть сделать обзор на 360 градусов. Для этого необходимо оборудовать огражденную дорожку и привести в надлежащий вид находящиеся на вершине производственные здания.
В.Н. Федореев, «Камчатский край»