Из истории камчатских названий

Красная рябина Красной сопки

В 1740 году штурман Иван Елагин начал обустраивать одну из лучших в мире гаваней, названную Витусом Берингом именами своих экспедиционных кораблей – «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел». Со временем название преобразовалось в Петропавловскую гавань.

В скором времени об удобной гавани стало известно зарубежным мореплавателям, но заход в гавань был сложным. От мыса Сигнального в сторону берега, к причалам современного морского порта, пролегал подводный скальный риф, представлявший серьезную опасность. Над ним корабли пройти не могли. Риф пролегает и в наши дни, но он значительно углублен и опасен лишь для судов с большой осадкой.

Створных навигационных знаков, указывающих направление движения, в те времена не было. Корабли чаще приходили к концу летнего периода, когда склон Петровской сопки (на котором установлен памятник – торпедный катер) был красным от зарослей рябины. Это был очень хороший ориентир, отлично видимый с моря.

Густо поросший горный склон, спускающийся к водной поверхности, в старорусском языке назывался, от тюркского, – яром. Отсюда и склон Петровской сопки получил название «Красный яр».

Зайти в гавань можно было, только обогнув подводный риф, пройдя от мыса Сигнального к противоположному берегу по направлению к Красному яру. А потом вдоль берега – в гавань. Уже в советское время на сопке для безопасности мореплавания были установлены створные знаки, на мысе Сигнальном – небольшой маяк…

В первой половине прошлого века этот район стал активно осваиваться и посещаться горожанами. Старое название Петровской сопки в этом месте немного переиначили. «Красный яр» в просторечье, а позже и официально стал называться «Красная сопка». Более того, Красная сопка была официально внесена в перечень сопок в границах города.

 

Запашок «Кислой ямы»

Еще 100-150 лет назад единственным транспортным средством жителей Камчатки в зимнее время была собачья упряжка. Кормом для собак служила рыба, которую хранили в ямах. Со временем рыба прокисала и издавала неприятный запах…

Казаки, первые российские поселенцы на полуострове, естественно переняли у аборигенов опыт использования собачьих упряжек. Казачьи селения были небольшими, но ямы с кормовыми запасами рыбы для собак содержались на значительном расстоянии от жилья.

Возникший в 18 веке Петропавловск перенял местный уклад жизни. Собачьи упряжки были чуть ли не в каждом доме. С ростом численности населения города увеличилась и численность собачьих упряжек, а соответственно и количество ям с прокисающей рыбой. Со временем запах прокисшей рыбы в городе стал невыносимо сильным. В силу чего постановлением от мая 1912 года было предписано кормовые запасы рыбы в течение двух недель удалить за пределы города.

Территория Петропавловска в тот период с севера ограничивалась Култучным озером, с юга – городским кладбищем, начинавшимся от современного здания городской администрации, за которым под крутым склоном находилась заболоченная приустьевая долина ручья Поганка. Единственным удобным местом для хранения запасов рыбы на корм собакам за пределами города был горный распадок между нынешней Красной сопкой и Сапун-горой. Туда удобно было подвозить на лодках рыбу в период промысла, а зимой вывозить ее по заснеженному берегу и замерзшей поверхности бухты.

В 1938 году во время строительства дороги от Петропавловска в район СРВ (современная улица Красная сопка) «аромат» прокисшей рыбы дал о себе знать и, обретя широкую известность, в разговорной речи распадок стал называться «Кислая яма». Это название сохранилось и до наших дней.

 

Почему «Сапун-гора »?

К началу 1930-х годов Акционерное Камчатское Общество (АКО) создало на Камчатке значительное количество рыбокомбинатов, имело несколько пароходов и рыболовецких судов. Однако для прибрежного рыболовства требовалось значительное количество малотоннажных судов. Возникла потребность в создании своего судостроительного предприятия. Такое предприятие (стройка №3) решено было создать в бухте Раковой, получившей свое название потому, что берега бухты были засыпаны ракушками.

В 1934 году сюда на пароходе «Ительмен» была завезена из Владивостока первая партия рабочих и стройматериалы. На берегу бухты, густо поросшей лесом, началось строительство палаточного городка. Сюда же завезли продовольствие и лошадей для перевозки грузов.

Для рабочих Петропавловска эта стройка была недоступна. Катеров для перевозки пассажиров в то время не было. Стройку обслуживал единственный катер, а склоны Петровской сопки, от ручья Поганка до бухты Раковой, поросшие густым лесом, рябиной и ольховником были непроходимы.

Крупных промышленных предприятий в городе в то время еще не было, и найти место работы было весьма проблематично. В 1935 году от Петропавловска к «Третьей стройке» была прорублена лесная просека для строительства воздушной телефонной линии. У горожан появилась возможность устроиться на работу на строительстве СРВ. Однако ходить пешком на работу к 8 часам утра на расстояние 9 км было не такто просто. Самым трудным участком пути, особенно зимой, был крутой склон участка просеки (она и сейчас существует со столбами воздушной линии от улицы Портовской), который в просторечии получил название «Сапун-гора». Сопишь-сопишь, а в гору все равно поднимаешься. Впрочем, для людей пожилого возраста склон был непреодолим.

В ноябре 1936 года вступили в строй первые три цеха первенца тяжелой индустрии на Камчатке: кузнечно-котельный, механический, литейный, другие вспомогательные участки. Главным назначением предприятия было малотоннажное судостроение, техническое обслуживание и ремонт транспортных и рыболовецких судов.

Квалифицированные рабочие прибывали на верфь по вербовке из Астрахани и Одессы. Но далеко не все горожане могли преодолеть расстояние от Петропавловска до СРВ через Сапун-гору.

В 1938-1939 годах от Петропавловска до СРВ была проложена дорога. А ее участок между современными улицами Красная сопка и Океанская, по традиции был назван Сапун-гора.

 

  • Фото из архива : район улицы Красная сопка и верхняя часть «Кислой ямы» (конец 1950-х – начало 1960-х годов). Все еще сплошь застроено бараками…
  • Фото Сергея ШЕВЕЛЕВА (аэрофотосъемка): современный вид района Красная сопка – Рябиковская – Океанская. По центру – Сапун-гора, слева – улица Красная сопка, слева в нижнем углу – та самая «Кислая яма».
  •  
    По теме
    Совместные учения по отработке взаимодействия экстренных служб и проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий прошли на территории Петропавловск-Камчатского городско
    На Камчатке провели учения по ликвидации последствий ДТП . Фото ГУ МЧС России по Камчатскому краю. - Камчатка-Информ Межведомственная тренировка по ликвидации последствий крупного ДТП прошла на Халактырском шоссе в Петропавловске-Камчатском в режиме реального времени, сообщили РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в краевом управлении МЧС.
    Камчатка-Информ
    Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю отмечает, что по итогам 12 недели 2024 года эпидситуация по гриппу и ОРВИ оценивается, как благополучная:
    Роспотребнадзор
    Серию культурных программ от Московского Дома культуры проведут на Камчатке - Полуостров Камчатка Программу «Парадокс береговой линии» от Московского Дома культуры «ГЭС-2» проведут в Петропавловске-Камчатском, сообщили в краевом художественном музее через свой телеграм-канал.
    Полуостров Камчатка