Новости города БезФормата.Ru
Петропавловск-Камчатский
Главные новости
 
Задать вопрос?

КРИЗИС РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


За последние шесть лет в Правительстве Российской Федерации сменилось три министра образования и науки. Столь частая смена министров говорит сама за себя. Постоянные скандалы, связанные с проведением ЕГЭ и видоизменения ЕГЭ как формы контроля и аттестации выпускников средних школ держат общество в постоянном напряжении. Главное противоречие Единого государственного экзамена, о чем неоднократно писала газета «Вести», заключается в следующем: объем знаний, которые согласно Федеральным стандартам дает средняя школа, не соответствует требованиям, предъявляемым при сдаче Единого государственного экзамена. То есть для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ, школьных знаний недостаточно. И эти знания выпускники школ могут получить только у репетиторов, которые их усиленно натаскивают на сдачу ЕГЭ.


 

Нынешний министр образования, госпожа Васильева, уже многое поменяла в самом Едином государственном экзамене, но это, как говорится, как мертвому припарки.

Единый государственный экзамен, призванный сделать беспристрастной оценку знаний школьников, т. е. поставить всех в одинаковые условия, увы, своего назначения не выполнил. Не могут быть в принципе в равном положении школьники из дремучей глубинки, где катастрофически не хватает самых главных участников учебного процесса, то бишь учителей, и школьники Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и т. д. И этот разрыв в получении качественного образования в школах России с годами лишь увеличивается.

Наряду с острой нехваткой учительских кадров в разы возрос документооборот, приходящийся на руководство средних школ. Бесполезная бумажная работа, трудоемкая сама по себе, еще и унижает руководителей общеобразовательных учреждений именно своей бесполезностью. Добавьте к этому, что 80 % школ в Российской Федерации построены еще в советские годы, а значит, обслуживание и ремонт зданий, в которых они находятся, представляют для руководителей огромную проблему, отвлекают их силы от учебного процесса и заставляют решать задачи, не относящиеся к обучению.

Такие нововведения министра образования РФ Ольги Васильевой, как вернуть в школы преподавание астрономии и уроки труда, заставило региональные власти активно чесать в затылке. Где взять учителей для реализации «хотелок» нового министра? И совсем уж издевательски выглядит ее предложение сделать классы для школьников без углов, т. е. круглыми. Когда министр образования и науки в корне не понимает, чем живут и дышат школы, он всегда обречен принимать нелепые решения и усугублять положения последних. Налицо колоссальный разрыв между реальным положением дел и тем, как Министерство образования РФ ощущает это реальное положение.

Это и есть кризис.

Картина кризиса будет неполной, если не «рассказать», как обстоят дела в высшей школе – кузнице интеллектуальной прослойки любого общества и показателе научного самочувствия страны.

В редакцию «Вестей» пришло письмо одного из руководителей высшего учебного заведения, которое мы публикуем ниже. Сначала поведаю о своих ощущениях, когда я узнал, что в одном из ведущих технических университетов страны МВТУ им. Н. Э. Баумана преподаватель получает 15 тысяч рублей. Для сравнения: продавец в самом захудалом магазине Москвы получает 35 тысяч рублей. Так вот, мои ощущения были сравнимы с ударом под дых. Я не мог в это поверить. Увы, но это было так.

Итак, вернемся к письму.

«Как развалить систему образования (надо бы вывесить на доске объявлений в университете!)

 

Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов.

1. Снижение творческой мотивации педагогов

Общая идея. Как учил товарищ Сталин, «кадры решают все». Проблемы в том, что педагоги высшей школы – кадры еще те. В своей массе в вузах работают самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей-людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренное чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое черное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.

Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуацию именно до абсурда – чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта.

Дополнительно в вузах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтеров, самих принтеров и т. п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить вузу-придурку.

2. Подрыв авторитета педагогов

Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность близкую к нулевой.

Конкретные действия. Смотри пункт 1.

3. Бюрократизация учебного процесса

Общая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мыcли, он должен быть постоянно занят. Не важно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.

Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в вузах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30 % всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.

4. Либерализация учебного процесса

Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивление. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителем «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили своих учеников? Результат был – ого-го! Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс. Человек – существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из-под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.

Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т. п.

5. Разрушение интеллектуальной атмосферы

Общая идея. В вузе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля. Именно поэтому западные вузы охотятся за нобелевскими лауреатами и известным учеными и готовы платить им килбаксы просто за факт присутствия. Почему ученые любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)? Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи.

Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибраций. Достаточно ввести в это поле десяток идиотов, и пиши пропало – поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.

Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в вузы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:

– лишить педагогов вузов права отбирать студентов самостоятельно;

– сделать прием в вузы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы);

– снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).

Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучение, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.

6. Подбор руководящих кадров

Общая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям. При этом скорый развал системы гарантирован.

Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.

Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые и алчные.

7. Маскировка

Общая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман, тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному.

Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т. п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т. п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затевать бессмысленные реформы: менять 5-балльную систему оценок на 10- или 20-балльную, менять количество лет обучения то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять бакалавриат, магистратуру, профильное обучение и т. п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т. п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.

Замечания к программе

Данная программа рассчитана на 5–10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники вузов сами идут преподавать в школы и вузы, писать учебники и т. п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер.

Вот собственно и все. Как видите – ничего сложного».

  Уверен, что дела в высшей школе обстоят именно так, а возможно, еще и хуже. Поэтому газета предлагает принять участие в обсуждении проблемы высшего и среднего образования. Обещаем публиковать мнения авторов без указания фамилий.

 

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ

 

 

 

На Камчатке воспитанники детского сада научились тушить возгорания - Полуостров КамчаткаФОТО: http://poluostrov-kamchatka.ru/pknews/photos/detail.php?ID=6297 «Приезжайте в теремок,
18.11.2017 Полуостров Камчатка
«Приезжайте в теремок, потушите огонек!»: детсадовцев учили тушить огонь на скорость - VestiPk.Ru«Приезжайте в теремок, потушите огонек!» - под таким названием в детском саду № 22 г. Петропавловска-Камчатского прошло занятие для воспитанников этого дошкольного заведения.
17.11.2017 VestiPk.Ru
0b6ad976-789c-42a9-a283-d0c76e3e5daa - МЧС по Камчатскому краю«Приезжайте в теремок, потушите огонек!» - под таким названием в детском саду № 22 г. Петропавловска-Камчатского прошло занятие для воспитанников этого дошкольного заведения.
17.11.2017 МЧС по Камчатскому краю
В краевом государственном профессиональном автономном учреждении «Камчатский политехнический техникум» 09.11.
16.11.2017 Агентство по занятости населения
Всероссийский Слет Студенческих Отрядов - КамчатГТУЧерноморцев Александр, студент факультета Экономики и управления КамчатГТУ, принял участие в составе Камчатской делегации РСО в ВССО58 — Всероссийский Слет Студенческих Отрядов.
16.11.2017 КамчатГТУ
Поздравления с получением награды - КамчатГТУПоздравляем Курьянович Лидию студентку факультета экономики и управления,
16.11.2017 КамчатГТУ
Брейн-ринг «Земли моей минувшая судьба. Камчатка 1917го года.» - КамчатГТУПоздравляем команду студентов КамчатГТУ, под руководством преподавателей кафедры «История и философия» Рыкиной Виктории Викторовны и Толкачевой Наталии Владленовны,
16.11.2017 КамчатГТУ
Камчатский край вошёл в список 40 регионов Российской Федерации, участвующих в апробации итогового собеседования по русскому языку в 9 классе.
16.11.2017 Правительство Камчатского края
Камчатские студенты встретились с главным участковым Петропавловска-Камчатского - УМВД Камчатского краяВ преддверии 94-летия образования службы участковых уполномоченных полиции (милиции) России с выпускным курсом факультета правоохранительная деятельность Камчатского кооперативного техникума встретился начальник отдела у
15.11.2017 УМВД Камчатского края
Выборы ректора камчатского государственного университета имени Витуса Беринга превратились в войсковую операцию 20 ноября этого года состоятся выборы ректора КамГУ имени Витуса Беринга.
14.11.2017 Radio3.Ru
XVIII Международная научная конференция «Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей» пройдет в актовом зале Камчатской краевой научной библиотеки имени Крашенинникова 15-16 ноября.
14.11.2017 Радио СВ
Сотрудники Управления МДВ России по Камчатскому краю провели урок для пенсионеров, которые обучаются в «Университете «третьего» возраста, который прошел на базе Камчатской краевой научной библиотеки имени С.П.
14.11.2017 Радио СВ
Всероссийский Слет Студенческих Отрядов - КамчатГТУЧерноморцев Александр, студент факультета Экономики и управления КамчатГТУ, принял участие в составе Камчатской делегации РСО в ВССО58 — Всероссийский Слет Студенческих Отрядов.
16.11.2017 КамчатГТУ
Брейн-ринг «Земли моей минувшая судьба. Камчатка 1917го года.» - КамчатГТУПоздравляем команду студентов КамчатГТУ, под руководством преподавателей кафедры «История и философия» Рыкиной Виктории Викторовны и Толкачевой Наталии Владленовны,
16.11.2017 КамчатГТУ
Поздравления с получением награды - КамчатГТУПоздравляем Курьянович Лидию студентку факультета экономики и управления,
16.11.2017 КамчатГТУ
«Поларис» отправится за моряками в регионы - Рыбак Камчатки
«Поларис» отправится за моряками в регионы
Камчатская рыболовецкая компания «Поларис» с начала 2018 года планирует запустит программу подготовки кадров для отрасли.
Рыбак Камчатки
Эксперты определили лучшие школы и детсады Петропавловска - АиФ - Камчатка
Эксперты определили лучшие школы и детсады Петропавловска
Оценку «отлично» получили 23 школы, 27 детских садов и 6 учреждений дополнительного образования города Валентина Бирюкова / АиФ Петропавловск-Камчатский, 27 октября — АиФ-Камчатка.
АиФ - Камчатка
На Камчатке 14-летняя внучка прокутила в Паратунке бабушкину пенсию - АиФ - КамчаткаШкольница пришла к бабушке за подарками и прихватила заодно из чемодана 20 тысяч рублей pixabay.com В Петропавловске студентка украла сбережения своей 91-летней прабабушки Петропавловск-Камчатский, 17 ноября — АиФ-Камчатка.
17.11.2017 АиФ - Камчатка
Полицейские призвали камчатцев к совместной борьбе с наркопреступностью - УМВД Камчатского краяВрио начальника Управления по контролю за оборотом наркотиков полковник полиции Максим Ленчик рассказал телезрителям о текущих результатах по выявлению и пресечению подобных преступлений и объяснил,
17.11.2017 УМВД Камчатского края
Камчатские наркоманы предпочитают «синтетику» - Камчатка-ИнформКамчатские наркоманы предпочитают «синтетику» За 10 месяцев на Камчатке из незаконного оборота изъято почти 28 килограммов наркотических средств,
17.11.2017 Камчатка-Информ
На Камчатке раскаявшихся браконьеров оштрафовали на 30 тысяч рублей - АиФ - Камчатка
На Камчатке раскаявшихся браконьеров оштрафовали на 30 тысяч рублей
Горожане незаконно выловили 50 хвостов лосося, но полностью возместили ущерб Пресс-служба МВД РФ Камчатские браконьеры начали охоту на краснокнижную семгу Петропавловск-Камчатский, 16 ноября — АиФ-Камчатка.
АиФ - Камчатка
В Петропавловске пьяный наркоман заснул в подъезде - АиФ - Камчатка
В Петропавловске пьяный наркоман заснул в подъезде
Ещё один горожанин попал в спецприёмник за езду без прав, а там у него из носка выпал пакетик с наркотиками УФСКН по Камчатскому краю.
АиФ - Камчатка
Камчатские автоледи купили полисы ОСАГО на сайтах-двойниках - АиФ - Камчатка
Камчатские автоледи купили полисы ОСАГО на сайтах-двойниках
Стоит опасаться фальшивых рекламных объявлений в Интернете якобы от имени известных страховых компаний Олеся Ходунова / АиФ Камчатские автомобилисты покупают полисы ОСАГО на сайтах-двойниках Петропавловск-Камчатский,
АиФ - Камчатка
Коллектив «Ангих» из Алеутского района Камчатки стаял лауреатом I международного хореографического турнира «Танцевальное время».
17.11.2017 Правительство Камчатского края
Танцевальный коллектив «Ангих» из села Никольского принял участие в I международном хореографическом турнире «Танцевальное время» и получил несколько почетных дипломов - Полуостров КамчаткаФОТО: http://poluostrov-kamchatka.ru/pknews/photos/detail.php?ID=6298 Коллектив «Ангих», который регулярно радует никольчан яркими танцевальными выступлениями,
18.11.2017 Полуостров Камчатка
18 ноября в Камчатском театре кукол пройдёт спектакль «Остров сокровищ» по известному роману шотландского писателя Роберта Стивенсона.
16.11.2017 Правительство Камчатского края
Театр кукол приглашает маленьких камчатцев на три спектакля - АиФ - Камчатка
Театр кукол приглашает маленьких камчатцев на три спектакля
В ближайшие выходные зрители увидят «Остров сокровищ», «Три поросёнка» и «Филин и Солнышко» Правительство Камчатского края Петропавловск-Камчатский, 16 ноября — АиФ-Камчатка.
АиФ - Камчатка
Камчатская музыкальная школа признана одной из лучших в России - АиФ - Камчатка
Камчатская музыкальная школа признана одной из лучших в России
Министр культуры РФ вручил награду директору детской музыкальной школы № 5 Петропавловска Анне Кравченко Министерство культуры РФ Петропавловск-Камчатский, 16 ноября — АиФ-Камчатка.
АиФ - Камчатка
Открылась выставка «Содружество традиций» - Камчатский край
Открылась выставка «Содружество традиций»
В Камчатском краевом художественном музее состоялось открытие выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Содружество традиций».
Камчатский край
В Петропавловске-Камчатском, в зале борьбы ФОКа «Звездный», 16 ноября состоялся турнир «Всероссийский день самбо».
17.11.2017 Правительство Камчатского края
Работы по благоустройству дворов в Вилючинске близятся к завершению - Единая РоссияВ рамках реализации партийного проекта «Городская среда» в Вилючинскм городском округе благоустроили общественную территорию, еще две придомовые территории находятся на стадии завершения работ.
17.11.2017 Единая Россия
В Петропавловске-Камчатском завершены сезонные работы по обустройству детских площадок - Администрация г.Петропавловск-КамчатскийВ Петропавловске-Камчатском завершены работы по обустройству детских игровых площадок, которые проводились в осенне-летний период.
17.11.2017 Администрация г.Петропавловск-Камчатский
ОПЯТЬ ДОПИНГ
Российских спортсменов грозят не пустить на Олимпиаду-2018 Международный олимпийский комитет (МОК) предъявил двукратной олимпийской чемпионке по биатлону Ольге Зайцевой обвинения в незаконных манипуляциях с допинг-про
Вести+ТВ
ОТФУТБОЛИЛИ
Италия и Голландия не едут на чемпионат мира, но нам от этого не легче В пятницу, 10 ноября,
Вести+ТВ
Камчатские горнолыжники завоевали 3 серебра на соревнованиях в Нидерландах - АиФ - Камчатка
Камчатские горнолыжники завоевали 3 серебра на соревнованиях в Нидерландах
Паралимпийцы выступали на международных соревнованиях 7 и 8 ноября Правительство Камчатского края Петропавловск-Камчатский, 9 ноября — АиФ-Камчатка.
АиФ - Камчатка
Два кафе в центре Петропавловска портят воздух . Фото пресс-службы правительства Камчатского края. - Камчатка-ИнформДва кафе в центре Петропавловска портят воздух Владельцы двух кафе, расположенных в центре Петропавловска-Камчатского, нарушают правила охраны атмосферного воздуха.
17.11.2017 Камчатка-Информ
На судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде спущено на воду уникальное судно, построенное для камчатского рыбопромышленного предприятия «Колхоз имени Ленина».
18.11.2017 Министерство рыбного хозяйства
Коллектив «Ангих» из Алеутского района Камчатки стаял лауреатом I международного хореографического турнира «Танцевальное время».
17.11.2017 Правительство Камчатского края
IMG_1230 - МЧС по Камчатскому краюНа Камчатке в рамках проведения регионального этапа Всероссийского фестиваля «Созвездие Мужества» подведены итоги в номинации «Лучший кинолог».
17.11.2017 МЧС по Камчатскому краю
На Камчатке следователи выясняют, кто обманул прокуратуру и суд - АиФ - КамчаткаВ фальсификации доказательств по гражданскому делу подозревают сотрудников администрации Паратунского сельского поселения Артем Дергунов / АиФ Камчатская прокуратура обязала чиновников убрать огромную свалку Петроп
17.11.2017 АиФ - Камчатка