Круглый стол «Заикание как духовно-нравственная проблема и её аксиологическое осмысление»

IMG_5772
IMG_5775
IMG_5782
ава
Фото: pravkamchatka.ru

Центр помощи заикающимся при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре при поддержке Министерств образования и молодёжной политики, социального развития и труда Камчатского края провёл круглый стол для работников общеобразовательных учреждений, в котором приняли участие Ткаченко Татьяна Валентиновна, председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Камчатского края, Бурмистрова Татьяна Владимировна, начальник отдела социального обслуживания и опеки министерства социального развития и труда, а также педагоги, воспитатели детских садов, логопеды. Рассматриваемая тема касалась вопроса «Заикания как духовно-нравственной проблемы и её аксиологического осмысления»

Открывая работу круглого стола, иеромонах Иоанн (Заяц), руководитель Центра помощи заикающимся при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре напомнил, что на Камчатке в 2012 году была проведена Первая Межрегиональная конференция помощи заикающимся, в которой приняли участие представители других регионов и научные сотрудники педагогических институтов  Москвы.  И с тех пор, последние пять лет  общественность и педагоги собираются на круглые столы, чтобы обсуждать вопросы заикания и найти подходы к избавлению страждущего от этого недуга.

Вела круглый стол Елена Викторовна Ковалёва к. пед.н., доцент кафедры педагогики ФГББОУ  ВО «Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга»:

-Когда готовишься к встрече по теме: «Ценности российского педагога: история и современность», то приходят на память всевозможные ассоциации. Несколько лет назад я путешествовала по  Владимирскому краю, меня тогда поразил русский лес, он казался таким непроходимым, что даже днём в нем не пробивался никакой свет. И когда я думала о вопросах своей темы, то у меня в памяти вновь возник этот лес. Почему? Ведь воспитывая студентов, на многих семинарских занятиях, мы утверждали, что педагогика пошла от трудов  Яна Амо́са Ко́менского    (1592-1670) (чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной христианской педагогики), который создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошкольного воспитания до высшего образования) и Надежды Крупской, одной из создателей советской системы народного образования, считающей основной задачей школы нового  просвещения  не только обучение, но и  коммунистическое воспитание». Мы всегда считали, что педагогика, основывалась на постулатах этих корифеев педагогических наук, была самой правильной и тем  самым, как бы вели наших воспитанников по беспросветному и непроходимому лесу.  Но когда я поняла, что главным педагогом всегда был Бог, то увидела, что тёмный лес расступился, и появился яркий просвет! Считая педагогику, возникшую от чьих-то человеческих трудов, мы всегда  отступали от истины. И нам сегодня следовало бы  понять и сердцем, и умом, что главный педагог-это Бог, который вразумляет, наставляет, учит, дарит. Главный дар, который Он дал человеку, это дар речи. Господь, сотворивший человека, сотворил его с живой душой, которая может плакать, радоваться, страдать, печалиться, болеть. И работая со своими учениками, мы должны заботиться о том, чтобы слово наше достигало этой живой души и помогало человеку достойно возрастать и развиваться.

Сегодня за бумажной суетой, школьный учитель не имеет возможности общаться с живой душой ребёнка,  не имеет попечения о его личности. К сожалению можно отметить, что школьные коллективы поделились на тех, кто  оказывает социальную услугу,  просто служащих, но есть и всегда будут те, которые служат на ниве просвещения, это педагоги, осознающие и принимающие православные традиции, и смысл Православия. И  сколько бы учитель не вкладывал своих сил в  воспитание, всегда нужно нам помнить, что взращивает только один Бог! Поэтому любой учитель должен стать соработником Богу в деле просвещения и воспитания. Соработник Богу выбирает особую миссию, и я думаю, что наша российское образование столетиями держалось на тех, кто был соработником и честно служил на ниве просвещения».

На круглом столе присутствовала мать ребёнка Даниила, которая 14 лет назад лечила его в 3-х летнем возрасте в Камчатском центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции. «Лечение в коррекционном Центре нам не помогло. Теперь Даниил — студент техникума и от заикания не избавился, каждое слово даётся ему с трудом и усилием, – рассказала мать. – Я со страхом думаю, как он будет служить в армии, общаться в дальнейшем со своими сверстниками и вообще жить с таким недугом. Я пришла на ваш круглый стол с надеждой   получить здесь какие-то советы или помощь».

Чтобы ответить на возникший вопрос и дать непростой совет матери Даниила иеромонах Иоанн Заяц рассказал:

-Нашей стране более тысячи лет  и в ней жили люди православные. Конечно же, за эту тысячу лет в ней были люди  страдающие  недугом заикания. Первая лечебница появилась в Киево-Печерском монастыре, первый лекарь святой монах Агапит. Церковь имела попечение обо всех видах болезни, не только физических, но особенно связанных с духовной жизнью человека.

В дни своей земной жизни Господь Иисус Христос в одно мгновение исцелил гугнивого, об этом сказано в Евангелии от Марка. Сам Бог своей Божественной силой исцелил страждущего. Потому что Бог есть Любовь!

В ответ на вопрос что нам делать, предлагаю создать дискуссионный клуб, в котором бы участвовали логопеды, родители заикающихся, сами заикающиеся, священнослужители и любой заинтересованный в этом деле человек. Была бы создана площадка, на которой обсуждались вопросы помощи заикающимся и их родителям. Такая общественная организация возникает, как ответ на неспособность традиционной советской логопедии помочь страждущему человеку избавиться от недуга решить проблему заикания традиционными, выработанными за сто лет средствами и методами. В советской стране произошло изменение русской антропологической парадигмы, которая воспринимала человека в триединстве: тело, душа, дух, и была заменена  на   парадигму двухчастную, по которой человек  состоит из тела и души.  Русская парадигма решала проблемы заикания, а вот советская парадигма о двухчастности человека созданная советской системой не работала и не работает. Что мы с вами и видим на частном примере мальчика Даниила.

Кстати сказать, ни в древнерусских летописях, ни в древнерусской литературе нет никаких упоминаний о людях, страдающих недугом заикания. «Разве в Древней Руси не было заикающихся?! Были, как и у каждого народа!! Но, видимо, этот недуг не считался неизлечимым, он излечивался естественным образом в Церкви, через чтение Псалтири и приобщение к полноте Церковной жизни, которой жил тогда весь русский народ. Отход от Церкви, от Бога-Слова, нарушал духовную иерархию личности, исказил ее, что в первую очередь сказалось на речи. Если внимательно присмотреться, то увидим: сам морфологический состав слова «заи-кающийся» указывает на средство для излечения от этого недуга — покаяние. То есть, чтобы исцелиться, надо прийти к Богу с покаянным сердцем, восстановить диалог с Творцом». По своему опыту знаю, что в церковной реабилитации главным действующим лицом является сам Бог, а человек — только Его помощник. Будучи в Псково-Печерском монастыре я избавился от заикания  в 35 лет в одно мгновение.

Ткаченко Татьяна Валентиновна, председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Камчатского края:

-Побывав на этом круглом столе, я поняла, что существует большая проблема для детей с дефектами речи, к которым необходим особый подход.  Мы понимаем, что такие дети живут в разных семьях, родители которых по-разному относятся к этой проблеме.  Здесь необходим комплексный подход и со стороны учреждений оказывающих социальную услугу, и усилия родителей,   тогда можно добиться успеха.  Что же касается  старшего возраста, то необходимо задуматься об  их  социализации. Когда я преподавала в школе более 20 лет, один из моих учеников часто отказывался  выходить к доске, но  после уроков мог мне спокойно все рассказать, правда, при этом он слегка заикался. Его поведение  оставалось для меня загадкой. Побывав на вашем круглом столе, понимаю, что к  каждому такому ребёнку нужен индивидуальный подход и особое внимание. Меня очень порадовало, что   существует взаимодействие, как со стороны Церкви, так и со стороны государственных учреждений, решающих проблему помощи заикающимся, опираясь при этом на духовно-нравственное воспитание.

Старший преподаватель кафедры педагогики, психологии социального и дополнительного образования КГАУ ДПО Камчатский ИРО» Татьяна Анатольевна Синюшкина:

-Психология в первую очередь есть наука о душе.   «Утратив связь со своим духовным Отечеством, психология омертвела, стала наукой без души. Она говорит о скудости современной «объективной» психологии, потому что в учебниках по психологии нет главы о совести – сердцевине духовно-нравственной жизни души; о любви упоминается вскользь в главе об эмоциях. Вот на  такую абстрактную психологию ориентируется педагогика.

Человек существо социальное, поэтому мы должны учиться создавать в работе с детьми хорошую добрую атмосферу. Конечно, связь с Богом за эти атеистические годы была утрачена. И сегодня происходит переход мировоззрения на восприятие человека по православной антропологии: дух, душа, тело. Если говорить о проблеме заикания, то она не на уровне тела, а на более высоком уровне – этот уровень –  связь с Богом, которая нарушена на уровне духа. Сегодня многие учёные, педагоги, логопеды возвращаются к традиционному взгляду на человека. Необходимо вспомнить С.А. Рачинского, который основал метод воцерковления,  корнями уходящего в духовную сферу.

Татьяна Николаевна Язенок, председатель региональной общественной организации «Общество заикающихся»:

-Наше общество молодое, создано в  2016 году. Организация  общественная, потому что здесь объединились силы людей, стремящихся решить возникшую проблему. В этом году впервые 22 октября в Международный день заикающихся, который  проводится с 1995 года,  мы совершили автопробег по городу от Министерства социального развития и труда до мужского монастыря; провели круглый стол: «Заикание – проблема духовная», на днях организовали конкурс чтецов среди заикающихся, который  проходил по двум номинациям: чтение на свободную тему; чтение на церковно-славянском языке. Теперь такую традицию установим ежегодно, для этого у нас уже разработана особая программа. Осуществлять мероприятия будем под эгидой Министерства социального развития и труда. В наши  планы входит: освещение проблемы: снимем фильм, издадим буклеты, планируем создать дискуссионный клуб, который будет собираться на площадке краевой библиотеки. Наша организация будет содействовать всем заикающимся людям, стремящимся  избавиться от страха общения, обрести плавную и спокойную речь».

После основных выступлений каждый участник круглого стола смог высказать своё мнение, поделиться впечатлением и рассказать о своём подходе к воспитанию детей, как в детских садах, так и в школах.

Член Союза журналистов России Нина Доронина

 
По теме
конкурс проведен Камчатской региональной общественной организацией «Общество заикающихся» при поддержке Министерства социального развития и труда Камчатского края и Петропавловской и Камчатской Епархии Цель Конкурса:
В него вошли 12 песен Муслима Магомаева. Альбом получил название "Голос мой", а все доходы от стриминга направят на помощь пострадавшим в результате теракта, сообщает "Комсомольская правда".
VestiPk.Ru
Всенощная (3) - Камчатская епархия 23 марта, в канун Недели 1-й Великого поста, Архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил всенощное бдение в Михаило-Архангельском Морском соборе на территории Свято-Пантелеимонова мужского монастыря г.
Камчатская епархия
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю отмечает, что по итогам 12 недели 2024 года эпидситуация по гриппу и ОРВИ оценивается, как благополучная:
Роспотребнадзор