Мечтать о парусе нужно смелее

Человечество, как говорят, делится на две категории: тех, кто ходит под парусом, и тех, кто мечтает об этом. И на Камчатке есть люди, которые воплотили свою мечту в реальность и каждый день доказывают себе и землякам, что жив еще у нас на полуострове парусный спорт, как бы тяжело ему ни приходилось.

Если до сих пор яхты ассоциировались у вас исключительно с Джеймсом Бондом или жизнью крайне обеспеченных людей, то спешим заверить – к парусному спорту это все не имеет никакого отношения. Хотя брызги шампанского здесь и имеют место быть, но это только в моменты спортивного триумфа, и то не всегда. В остальное же время яхтсмена ждет нелегкая работа – тренировки, соревнования, ежедневная забота о своей лодке, которая требует ухода, ремонта и других проявлений любви и внимания. Прибавьте к этому различные материальные затраты на все перечисленное, вот и получаем портрет настоящего сурового камчатского яхтсмена.

- Парусный спорт на Камчатке стал развиваться в 1980-е годы, - рассказывает президент Камчатской краевой федерации парусного спорта Игорь Пономарев. – Камчатский крейсерский яхт-клуб обучал всех желающих, а их было около 150 человек, премудростям парусного дела, я сам именно там и познакомился с этим видом спорта. В то время на Камчатке было всего 5 яхт, деревянные, 1967 года постройки, и принадлежали они разным организациям. Потом для мореходного училища (ПКВИМУ) купили 5 пластиковых польских яхточек. Так, постепенно, камчатский парусный флот стал расширяться. И однажды на традиционную летнюю регату у нас вышло 12 лодок – это была, пожалуй, самая массовая гонка за всю историю.

Не избежал и парусный спорт на Камчатке влияния перестройки – в 1990-е годы мореходка распродала свои яхты в частные руки, Камчатский крейсерский яхт-клуб тоже на какое-то время прекратил свою работу. Не до того стало народу. И только в 2006 году появились инициативные люди, которые зарегистрировали спортивную федерацию – Камчатскую краевую федерацию парусного спорта. И хотя пока география организации невелика – города Вилючинск, Петропавловск-Камчатский и село Никольское, где находится яхта знаменитого Сергея Пасенюка, одного из основателей федерации, – спортсменам это не мешает чувствовать себя частью большого парусного мира.

- Наша организация зарегистрирована во Всероссийской федерации парусного спорта, теперь мы ее полноправные члены, - отмечает Игорь Пономарев. – А сейчас проходим процедуру аккредитации в министерстве спорта. Можно сказать, что только в 2013 году мы стали снова набирать обороты и развиваться. Начали проводить соревнования, ребята стали приобретать лодки. Стоимость яхты, кстати, сравнима с ценой автомобиля – около 350 тысяч рублей. Для людей, которые любят свой вид спорта и хотят им заниматься, эта сумма вполне подъемная. Также мы получили помещение в районе «АЗС», которое сейчас готовим к ремонту. Там в дальнейшем мы сможем обучать людей, хранить наше имущество, потому что пока наш дом – под открытым небом в районе «ЖБФ», в бухте Бабьей. Там базируются 4 наши яхты, там же мы чаще всего проводим и гонки. Но в планах у нас – создать школу парусного спорта. А для этого нужно немного больше.

 

Парус – дело тонкое

Итак, что же нужно для счастья камчатским яхтсменам? Конечно, они могут продолжать наслаждаться солнцем, водами океана и ветром в парусах. Но есть у них другие, большие задачи – сделать так, чтобы как можно больше людей полюбило парусный спорт.

- Лично мои планы, как президента федерации, – развивать именно спортивную составляющую, - говорит Игорь Пономарев. - Чтобы к нам приходили люди, желающие принимать участие в гонках. Чтобы они учились управлять яхтой, настраивать паруса, и только в соревнованиях можно отточить все эти умения. Когда ты просто идешь на яхте в поход, пусть и дальний, ты предоставлен сам себе, и не важно, быстро ты идешь или медленно, все эти тонкости могут и не пригодиться. А вот во время гонки ты показываешь максимум своих знаний, здесь каждая мелочь на счету. От того, как ты настроишь паруса, зависит скорость яхты, а то, как ты ориентируешься по направлению ветра, может тебе помочь отыграть у соперника какое-то время.

Помню, когда в 1987 году я впервые поехал на регату во Владивосток, на старте уже через 10 минут от меня все ушли, и я понял, что мне еще учиться и учиться. Поэтому мы и хотим создать парусную школу – лучше, как говорится, одни раз самому сесть за руль, чем 100 раз посмотреть «Форсаж». На обучение мы сможем приглашать ребят и девушек от 14 до 30 лет. Конечно, в перспективе хотелось бы работать с детьми, но здесь нужна совершенно другая матчасть – маленькие лодочки и условия для занятий, элементарные раздевалки, вода, электричество. Пока же всего этого у нас нет.

Зато у Камчатской федерации парусного спорта 4 яхты: «Ветер», «Zet», «Эмма» и «Казуми». Это те, что активно ходят в походы и принимают участие в соревнованиях. В этом году, кстати, сбылась давняя мечта камчатских яхтсменов – появилась возможность проводить матчевые гонки. Это вид парусного спорта, когда на старт одновременно выходят только 2 яхты, которые при этом должны быть абсолютно одинаковыми, и тогда на первый план выходят именно навыки и мастерство экипажа.

- В этом году у нас, наконец, появились 2 одинаковые яхты - «Ветер» и «Zet». Обе когда-то были куплены для ПКВИМУ. На «Ветре» капитан - Андрей Подлас, на «Zet» хожу я, хотя ее владелец – Алексей Баранов, бессменный судья всех наших соревнований, - рассказывает Игорь Пономарев. – И вот в этом сезоне мы впервые смогли провести серию матчевых гонок: после работы, часов в 18, мы приезжали на пирс и делали заезды. Дистанция небольшая – метров 300. Зато можно было совершать по 2-3 захода в день. Вот здесь играла роль и тактика, и стратегия, тут уже начиналось самое интересное. Матчевые гонки хороши и тем, что при минимальных затратах – 2 яхты и судейский катер – можно получить максимум возможностей. Например, если будет больше людей, смогут участвовать несколько экипажей – одна команда просто уступает место на яхте другой.  Мы сможем выйти и на международный уровень: нужно только подать заявку, объявить о своем намерении получить международный рейтинг и проводить у себя гонки. Если приедут к нам участники из других городов и стран – прекрасно, будем только рады!

 

Интеллектуальный вид спорта

Пока же камчатские яхтсмены лишь с белой завистью смотрят на своих ближайших соседей – владивостокский яхт-клуб «7 футов», который в 2012 году получил приз национальной премии Всероссийской федерации парусного спорта в номинации «Лучшая организация соревнований». Во Владивостоке проходят не только всероссийские, но и международные регаты. При этом условия для участников создаются более чем благоприятные – «7 футов» совершенно бесплатно дает свои яхты приезжим экипажам. Одну из таких лодок с многообещающим названием «Фаворит» получили и камчатские спортсмены, когда в сентябре отправились на всероссийскую регату «Кубок залива Петра Великого-2015 – чемпионат России в классе «Конрад 25Р». Там наш экипаж в составе капитана Игоря Пономарева, старшего помощника Андрея Подласа, шкотовых Романа Сушкова и Алексея Суренкова в результате 5 гонок заняли итоговое 20-е место из 34 сильнейших экипажей со всей страны.

- Регата «Кубок залива Петра Великого» - турнир очень представительный, - говорит Игорь Пономарев. – В нем почитают за честь выступить и участники чемпионатов мира и Олимпийских игр. Конечно, и мы к ней готовились основательно, правда, поездка была организована исключительно за свой счет, спонсоров найти на Камчатке невероятно трудно. Выступать на чужой яхте – всегда определенный риск. Оказалось, что «Фаворит» уже 2 года не спускали на воду, нам пришлось кое-что отремонтировать, но в итоге весь турнир прошли без особых проблем.

Надо сказать, что наши спортсмены готовились не только физически и материально, но и интеллектуально. В 3-й гонке, например, благодаря тактическому ходу нашим парням удалось занять 10-е место.

- Мы пошли под другим берегом, - раскрывает секрет успеха капитан экипажа. – Все участники, в том числе и лидеры, отправились под левым берегом, а мы, рассчитав направление ветра и другие параметры, – под правым. И оказались правы. На одном из контрольных пунктов даже поравнялись с яхтой «Рок-н-ролл», на которой шли участники Олимпийских игр. Это уже для нас была локальная победа. Так что, думаю, своим выступлением мы можем быть довольны.

Сезон парусного спорта на Камчатке подходит к концу. В следующем году камчатские яхтсмены планируют продолжить начатое – развивать любимый вид спорта. Но главное они уже сделали – доказали, что мечты о парусе и море имеют свойство сбываться.

 

Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

Фото Виктора ГУМЕНЮКА

 
По теме
На базе Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН в Петропавловске-Камчатском открылась XXVII научная конференция «Вулканизм и связанные с ним процессы», приуроченная ко Дню вулканолога.
29 марта 2024 года Министр природных ресурсов и экологии Камчатского края Алексей Кумарьков проведет личный прием граждан в Пенжинском муниципальном районе в режиме видеоконференцсвязи.
Платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе» - это возможность для граждан быстро и просто сообщить о своей проблеме.
В Петропавловске-Камчатском по поручению Главы города Константина Брызгина продолжаются мероприятия по выявлению мест незаконного складирования снега со стороны предпринимателей и управляющих компаний.
В Магадане арестовали министра регионального правительства Олега Косолапова - KamchatkaMedia.Ru Министру природных ресурсов и экологии Магаданской области инкриминируют превышение должностных полномочий Министр природных ресурсов и экологии Магаданской области задержан в Магадане во вторник, 26 марта.
KamchatkaMedia.Ru
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю отмечает, что по итогам 12 недели 2024 года эпидситуация по гриппу и ОРВИ оценивается, как благополучная:
Роспотребнадзор