Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный

Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный.
Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный
Фото: kamchatinfo.com

Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный

к сыну

Из цикла «Наши люди»

26 августа состоится чемпионат Камчатского края по мотокроссу. Эта гонка весьма необычна для нашего полуострова. Она будет проходить неподалеку от поселка Озерновский Усть-Большерецкого района – в месте, куда добраться совсем непросто. Но именно там находится лучшая на сегодня камчатская мототрасса, построенная исключительно по инициативе одного из рыбопромышленников, неравнодушных к этому зрелищному виду спорта и готового тратить средства на его развитие.

Накануне события мы побеседовали с Виктором Карцевым – мотогонщиком, одним из учредителей камчатской Федерации технических видов спорта, строителем новой трассы и членом оргкомитета гонки. Виктор увлекся мотоспортом в детстве, по примеру своего отца, Петра Карцева, который стал его первым тренером и наставником. Он делал спортивную карьеру еще в 1960-70-х годах, выступал на чемпионате России по мотогонкам на льду, был призером зональных соревнований Сибири и Дальнего Востока, и заразил любовью к этому виду спорта своего сына Виктора. Который, кстати, тоже передал страсть к мотогонкам своему сыну, Виталию Карцеву – чемпиону Камчатского края, самому быстрому мотогонщику полуострова на данный момент.

Мотоспорт советского пошиба

- Виктор Петрович, выходит, в советское время мотоспорт процветал на Камчатке?

- Во всяком случае, был хорошо развит. Раньше было намного проще. Мотоклубы находились в ведомстве ДОСААФа, предприятий или учебных заведений, которые могли себе позволить покупать мотоциклы, запчасти, бензин. Сильная команда сложилась у птицефабрики «Пионерская», ее директор Николай Коляда был фанатом мотоспорта, приобретал технику, привлекал хороших спортсменов. Большие клубы с достойным снабжением существовали при СРВ, при судоремонтном заводе в Вилючинске. Было много трасс, как в окрестностях Петропавловска, так и в Вилючинске, в Мильково, в Ключах, где тоже работали мотоклубы, проводили гонки. Было немало сильных спортсменов, мастеров спорта, выезжали на соревнования за пределы полуострова.

Ребята ходили в клубы фактически каждый вечер – после учебы, работы. Большой положительный момент состоял в том, что технику всегда ремонтировали сами. Новичку в мотоклубе никто новый мотоцикл не давал, приходилось его в буквальном смысле собирать своими руками, из запчастей, что лежали в мешках в углу гаража. Что соберешь, на том и будешь ездить. Я тоже в этом участвовал – папа мне новую технику не дарил, я первый мотоцикл собирал сам лет в 12 под чутким руководством.

Получались разные интересные гибриды. И происходил своего рода отсев – оставались и занимались только те, у кого действительно была тяга. Таким и технику получше давали, а со временем можно было заслужить новую. И еще плюс был в том, что в клубах общались люди разных поколений – взрослые мужчины с подростками, для молодых это было важно.

В 1990-е годы все развалилось и постепенно заглохло. И только в начале 2000-х, когда у людей появилась возможность самим покупать себе мотоциклы, интерес к мотоспорту снова стал расти. Сейчас на Камчатке много мотогонщиков, занимаются взрослые, покупают технику детям – специальные маленькие мотоциклы, девушки тоже тренируются. Постоянно проходят соревнования, только в этом году уже не меньше пяти состоялось. Так что у людей есть запрос, и мы стараемся развивать мотоспорт на Камчатке. Было потрачено немало времени и сил, чтобы зарегистрировать общественную организацию – Федерацию технических видов спорта, есть задумки (правда, трудно реализуемые) по оформлению земельного участка в окрестностях Петропавловска, чтобы построить на нем трассу, помещение для хранения техники и т.п.

Не опаснее похода по грибы

- В вашей семье уже три поколения мужчин занимаются мотоспортом. Как на это смотрят ваши женщины? Ведь вы постоянно под угрозой травм...

- Не помню, чтобы какие-то проблемы у нас с этим возникали. Моя мама возмущалась лишь тем, что, впервые сев на мотоцикл, я забросил горные лыжи, которыми занимался довольно успешно. Моя жена была недовольна, когда я купил 11-летнему сыну маленький мотоцикл, но только потому, что, узнав об этом, сын, занимавшийся сноубордом, уехал из спортивного лагеря на вулкане.

Да, травмы были и у папы, и у меня, и сын ездит – травмируется. Но это не настолько большой риск, как люди думают. Не опаснее, чем горные лыжи или сноуборд. Мотоцикл такой же спортивный снаряд.

Заниматься спортом – не то же самое, что сесть на мотоцикл и помчаться. Это значит учиться, тренироваться, ездить сперва медленно, подходить подготовленным к высоким скоростям, которые достигаются со временем. Так что риск зашибиться не больше, чем в любом виде спорта, или даже в обычной жизни. В лес по грибы пойти – тоже есть определенный риск. Можно от медведя пострадать. Можно в родном дворе на гололеде поскользнуться. К слову, когда сын на сноуборде катался и травмировался, мы приезжали в травмпункт, и видели там, как правило, обывателей, упавших на льду – не лыжников, не сноубордистов и не мотоциклистов.

Если брать детей – во дворах без присмотра мальчики калечатся гораздо больше. А езда на мотоцикле достаточно безопасна: все едут в одном направлении, никто не выскочит навстречу. Там даже скорость небольшая. Зрительно она кажется высокой, потому что гонщик едет по пересеченной местности, а на асфальте такой скоростью никого не удивишь, максимум 80-90 километров в час.

- Ради чего же вы оставили горные лыжи, а ваш сын – сноуборд? Что самое привлекательное для вас в мотоспорте?

- Мне он кажется интереснее. Он достаточно сложный из-за рельефа трасс, трамплинов, поворотов. И физически очень трудный. Это один из самых тяжелых видов спорта. Заезд длится 20-25 минут, но за эти минуты человек выкладывается полностью, и сил не остается. Люди, которые приходят к нам из других видов спорта, «умирают» все, потому что нагрузки колоссальные. Может, и это привлекает. Плюс прыжки, плюс острота борьбы – ты видишь соперника, едешь рядом с ним.

Битва за чемпионство

- В чем особенность предстоящего чемпионата края по мотокроссу?

- Я думаю, впервые на Камчатке это соревнование проводится столь масштабно. Традиционно первенства края проходили в Эссо, весной. Но там трасса заметно скромнее. В Петропавловске и Елизово трассы – еще с советских времен, и выбирать особо не приходится. А в Озерновском работает человек, любящий мотоспорт. Сергей Анатольевич Барабанов занимался им в юности и, в принципе, никогда его не бросал. Его посетила идея построить мототрассу и провести гонку в Усть-Большерецком районе, неподалеку от поселка Озерновский. Пригласил меня помочь со строительством, я согласился. В прошлом году мы начали воплощать этот план. Идею о проведении здесь чемпионата Камчатского края поддержали в правительстве, в министерстве спорта. Спортсмены тоже откликнулись с большим энтузиазмом. Еще в прошлом году я выкладывал фото трассы, и она всех заинтересовала. В городе нет ничего подобного, все очень тесно, мало, а в Озерновском – масштаб. Трасса хорошая, широкая, близкая к нормальному мировому уровню, рельеф очень интересный, и для зрителей место шикарное – все будет как на ладони. Все это, конечно, привлекает спортсменов. На данный момент заявились около 40 участников. Ожидаем несколько человек из Хабаровска.

- Как вы считаете, есть ли у мотоспорта на Камчатке перспективы?

- На Сахалине, на Дальнем Востоке в целом он развит неплохо, проводят соревнования, ребята ездят на чемпионаты России, а чем Камчатка отличается от Сахалина? Думаю, должно пойти развитие. У девушек появился интерес к гонкам, покупают мотоциклы, тренируются, уже есть семь человек, которые участвуют в соревнованиях. Кстати, секретарь нашей федерации, Наталья Туманова, ветеран мотоспорта, в свое время выигрывала чемпионат России.

Большая надежда на детей, которых родители сажают на мотоциклы. Сейчас ездят человек шесть, и если годам к 14-15 хотя бы трое из них останутся, это будут очень быстрые спортсмены. Родители достаточно серьезно относятся к их занятию, стараются вместе выезжать на гонки, общаются в соцсетях, даже логотип свой разработали. Возможно, кто-то еще, увидев их пример, тоже купит ребенку мотоцикл. Мы стремимся построить в городе тренировочную базу, создать на ней инфраструктуру, хотя это очень не просто, земля дорогая... Надеемся, что у нас получится. Все, конечно, на энтузиазме, от государства ждать поддержки не приходится – ее на олимпийские виды спорта не хватает, а наш спорт дорогой. Мотоцикл, обмундирование, бензин, запчасти. Если серьезно тренироваться, технику надо постоянно ремонтировать, обслуживать. Тем не менее, есть люди, готовые нести эти затраты, есть интерес к мотоспорту, и оживление уже заметно. Оно началось позже, чем везде, но оно вполне ощутимо. И нынешний чемпионат, который тоже послужит хорошим импульсом для развития мотоспорта, тому подтверждение.

Беседовала Эмма КИНАС Фото из архива Виктора КАРЦЕВА

Эмма КИНАС, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

Фото из личного архива Виктора КАРЦЕВА

18 августа 2017 г.

Фотографии:
  • Мотоспорт: зрелищный, сложный, интересный
     
    По теме
    Первенство края по спортивному туризму на лыжных дистанциях прошло на Камчатке - Правительство Камчатского края Целью соревнований является прохождение спортсменами в минимально возможное время спортивной дистанции, содержащей искусственные препятствия с использованием технических, физических приёмов и способов.
    Правительство Камчатского края
    На Камчатке стартовала антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью» - Камчатка-Информ На Камчатке с 14 по 25 марта проходит первый этап общероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью», сообщили агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в УМВД России по региону.
    Камчатка-Информ
    Чем свиной грипп отличается от ОРВИ Острая респираторная вирусная инфекция обычно сопровождается двумя основными синдромами.
    Центр медицинской профилактики
    Профилактика инфекционных заболеваний Профилактика инфекционных заболеваний делится на личную (вакцинация, соблюдение правил гигиены, закаливание,
    Центр медицинской профилактики
    Дом № 13 по улице Красинцев в столице Камчатки начнут реставрировать в этом году - Правительство Камчатского края Работы будут выполнены в рамках реализации мастер-плана краевой столицы. В этом году в Петропавловске-Камчатском начнётся  реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Дом №13 по ул.
    Правительство Камчатского края
    С 9 марта по 1 апреля ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель» представит в шести населенных пунктах Тигильского района Камчатского края проект «Ительмены – аборигены Камчатки».
    Камчатский центр народного творчества
    Целью мероприятий является: ознакомление учащихся с биографией писательницы, повторение правил правописания, арифметических действий; развитие логики и памяти, формирование устойчивого интереса к чтению.
    ЦБС Елизовского района