Госавтоинспекторы на Камчатке плотнее взялись за владельцев авто с всевозможными техническими неисправностями, а незаконопослушным все чаще аннулируют регистрацию транспортных средств. На этом вопросе акцентировал внимание начальник УГИБДД по Камчатскому краю Ростислав АСОВ на прошедшей недавно пресс-конференции.
К таким неисправностям относятся и излишне тонированные стекла. «Процедура в данном случае такова: сотрудник ДПС останавливает транспортное средство, производит замер с помощью специального прибора, и если светопропускание не соответствует требованиям технического регламента, водитель привлекается к административной ответственности, – говорит Асов. – При этом водителю предлагается устранить неисправность на месте, то есть удалить тонировку. 80 процентов водителей соглашаются это сделать. В случае отказа водителю выдается требование привести автомобиль в соответствие с требованиями техрегламента. На это дается 10 дней, после чего водитель обязан предоставить машину на осмотр в МРЭО ГИБДД. Если в течение 10 дней он не является, принимается решение об аннулировании регистрации ТС. Поэтому гораздо удобнее удалить тонировку на месте».
Инспекторы активно останавливают и тех, кто внес изменения в конструкцию ТС – «поднял», снабдил проставками, установил колеса большего диаметра, железные бамперы и т. д. – и не зарегистрировал данные изменения в установленном порядке. Речь также идет о «громких» глушителях, которые любят ставить владельцы «спортивок». В этом случае инспектор действует так же, как и в случае с тонировкой. Разница лишь в том, что конструкционные изменения на месте устранить практически невозможно, поэтому в течение 10 суток придется явиться в МРЭО ГИБДД и предъявить ТС с устраненной неисправностью. Если раньше у инспекторов не хватало шумомеров, то теперь их достаточно во всех подразделениях. «Если у кого-то возникло желание поставить «громкий» глушитель, я бы не советовал этого делать», – отметил начальник УГИБДД.
20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. В целом он не слишком круто меняет жизнь водителей, но кое-какие вопросы оставляет.
Сначала о приятном. Новый регламент упорядочил сроки обмена водительских удостоверений через многофункциональные центры. Отныне МФЦ на изготовление нового удостоверения отведено 15 дней. Впрочем, гораздо проще и быстрее обменять права другим путем: при обращении через портал госуслуг в ГИБДД новое удостоверение предоставляется всего лишь за 1 час.
Ростислав Асов призвал активнее обращаться в ГИБДД за всеми предоставляемыми автоинспекцией услугами именно через портал госуслуг: «Процедура значительно упрощается, вы сами выбираете время и место, и не придется стоять в очереди. Плюс на ряд услуг в случае обращения через портал предоставляется 30-процентная скидка. Например, оформление водительского удостоверения без скидки стоит 2 тысячи рублей, а экономия составит 600 рублей».
Не так давно ГИБДД в Петропавловске опросила 500 человек, стоящих в МРЭО ГИБДД в живой очереди: почему они не обратились за услугами через портал. 30 процентов ответили, что не имеют компьютера либо интернета. Поэтому в пункте МРЭО на Северо-Восточном шоссе теперь постоянно присутствует работник Камчатского информационно-технологического центра, который может зарегистрировать гражданина на портале госуслуг и записать на регистрацию транспорта либо на выдачу водительского удостоверения. Процедура абсолютно бесплатная.
Теперь в регламенте прописано, что документы инспектору надо передавать не только без обложек, но и без удерживающих устройств и зажимов. Это связано с тем, что последнее время в моду вошло крепить документы специальными устройствами так, чтобы инспектор не мог их унести. Между тем для оформления нарушения инспекторам необходимо именно передавать документы, а не представлять их. Ведь не исключено, что у водителя на руках цветная ламинированная ксерокопия документа, а не подлинник.
Ранее в регламенте было конкретно прописано разрешение снимать на видео все действия сотрудника ДПС. Сегодня ситуация изменилась: фото и видеосъемка в момент рассмотрения дела допускается только с разрешения полицейского. Ростислав Асов полагает, что процесс съемки может отвлекать инспектора от составления протокола. Если водитель не выполняет требование прекратить съемку, его доставят в отдел полиции и составят протокол о нарушении требований сотрудника полиции, что закончится штрафом либо административным арестом. Впрочем, аудиозапись процесса оформления правонарушения разрешается.
В ГИБДД считают, что новая норма не нарушит права водителей. «Каждая патрульная машина оборудована видеорегистратором, – поясняет начальник УГИБДД. – Бывает такое, что в процессе несения службы видеорегистратор выходит из строя, но очень редко. Если вы желаете доказать, что инспектор вел себя вызывающе, предъявил к вам неправомерные претензии и т. п., то видеозапись – это первое, что я, проводя проверку в отношении инспектора, требую. Если видеозаписи нет, к этому инспектору возникает гораздо больше вопросов. Поэтому если вы не согласны с предъявленным нарушением, то желательно, чтобы процедура оформления протокола производилась в машине ГАИ».
В новом регламенте также прописано, что инспектор обязан проверять наличие страховых полисов, в том числе копии электронных полисов. Таким образом, становится понятно, что бумажную копию полученного через интернет страхового документа возить с собой обязательно. Как считает Ростислав Асов, его вполне мог бы заменить скриншот, который водитель имеет в своем смартфоне. Однако наличие именно бумажной копии теперь прописано в правилах дорожного движения.
Один из пунктов нового регламента – разрешение ставить системы видеофиксации в зоне временных знаков ограничения скорости – может обернуться для водителей настоящей катастрофой. Как правило, временные знаки устанавливаются на местах дорожных работ. Но работы могут уже завершиться, а знаки продолжать стоять. Либо работы могут вестись на очень небольшом участке проезжей части, а действие знака продолжается до ближайшего перекрестка. Мало кто из водителей продолжит двигаться по абсолютно ровной дороге со скоростью 20–30 км/ч, поскольку это противоречит здравому смыслу и дорожной обстановке, а разгонятся до 60–70, то есть превысят установленную скорость в три раза. А это – лишение права управления транспортным средством. В ГИБДД же данные меры объясняют ростом аварийности в местах дорожных работ.
А вот «забытые» знаки, как пояснил руководитель краевой ГИБДД, не станут поводом для привлечения водителей к ответственности. В ГИБДД известны сроки и проведения ремонтных работ, и введения ограничений. Если эти сроки прошли, а камера по-прежнему штрафует, то такие постановления даже рассматриваться не будут.
Вопросы нарушения регламента сотрудниками ГИБДД теперь будет регулировать прокуратура, что также принесет дополнительные трудности. Раньше вы жаловались непосредственно начальнику инспектора, потому что был конкретный пункт в старом административном регламенте. Все было очень понятно, и никаких вопросов не возникало. Сейчас же все эти вопросы будут решаться длинным способом – через прокуратуру. Если со стороны инспектора будут нарушения, то водитель будет должен обратиться именно в прокуратуру. К сожалению, водитель к этому моменту уже успеет отсидеть 15 суток за неповиновение законному распоряжению сотрудника.
Согласно новому регламенту водитель больше не будет получать на руки справку о ДТП, а это обязательный документ, утвержденный правилами страхования, на основании которого водитель может претендовать на выплату. То есть, недобросовестные страховщики могут воспользоваться тем, что их пострадавший не предоставил полный комплект документов, а значит, не получит выплат. Это условие прописано в законе об ОСАГО, а также в правилах обязательного страхования. Однако крупнейшие страховщики поспешили заявить, что справку о ДТП они требовать не будут, но сроки рассмотрения спорных дел увеличатся.
Дело в том, что в справке, как правило, было указанно, кого считать виновным, а кого потерпевшим. Сейчас процесс установления виновного усложнится, но с такими условиями страховщикам сталкиваться не впервой. Ведь зачастую они получают на руки информацию, в которой нет ни виновного, ни пострадавшего. Для определения степени вины требовались либо документы ГИБДД, либо решения суда.
В новом регламенте прописано, что сотрудники ГИБДД не имеют права задерживать водительские удостоверения, а также снимать регистрационные знаки. Этого они и так не могли делать уже несколько лет. С тех пор, как из законодательства ушли нормы о запрещении регистрации со снятием регистрационных знаков, а также о задержании прав. Теперь в случае совершения нарушения, за которое предусмотрено лишение права управления, водитель должен сам сдать права в подразделение в течение трех суток после вступления в силу соответствующего решения суда.
С недавнего времени у сотрудников ГИБДД появилась возможность проводить досмотр транспортного средства, а также освидетельствование на состояние алкогольного опьянения без понятых. Но только в том случае, если весь процесс фиксируется на видео. Для этого автомобили ДПС оснащены видеорегистраторами, а самим инспекторам выданы носимые регистраторы.
Вполне может возникнуть ситуация, когда у инспектора нет носимого видеорегистратора, а предположительно нетрезвого водителя он остановил ночью на безлюдной дороге. Понятых можно до утра дожидаться. Как быть в этой ситуации?
Здесь инспектор может снимать процессуальные действия хоть на свой мобильный телефон. В конечном итоге допустимость такого доказательства будет оценивать суд. Именно суд установит, считать ли такое видео допустимым доказательством, а процедуру освидетельствования проведенной без нарушений. Ведь в конечном счете суд принимает решение, лишать водителя прав или нет, а не сотрудник ГИБДД.
Кстати, по поводу проверки на трезвость. В прежнем регламенте было прописано: в случае, если медосвидетельствование установило, что водитель трезв, сотрудники ГИБДД должны доставить его до машины. Ведь на проведение всех этих мероприятий водителя отстраняют от управления. В новом регламенте теперь прописано и требование вернуть водителя к машине, если освидетельствование на алкогольное опьянение, которое проводят сами инспекторы ДПС, дало отрицательный результат. Речь идет о тех случаях, когда у экипажа, остановившего подозрительного водителя, не оказалось алкометра и поэтому водителя для проверки пришлось отвезти на пост или в подразделение ГИБДД.
Мария ШУПЕНИК