ПЕРВОМУ ТРАНСПОЛЯРНОМУ ПЕРЕЛЕТУ ЭКИПАЖА ЧКАЛОВА ИЗ СССР В США ПОСВЯЩАЕТСЯ


20 июня 2012 года, 8 часов 22 минуты. Американский город Ванкувер. Ранним туманным утром на территории Air Pierson Museum прошла официальная церемония, посвященная 75-ой годовщине Первого трансполярного перелета из Москвы в Ванкувер, шт. Вашингтон, совершенного российскими летчиками – вторым пилотом Георгием Байдуковым и штурманом Александром Беляковым – на одномоторном  винтовом самолете АНТ-25 под управлением командира экипажа Валерия Чкалова.

С развитием авиации в России встал вопрос о прокладке воздушных трасс, которые могли бы связать труднодоступные районы на Севере и Дальнем Востоке. Создание А.Н. Туполевым самолета с высокими техническими характеристиками подтолкнуло энтузиастов к идее полета через Северный полюс в Америку. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с предложением организовать рекордный перелет из СССР в США через Северный полюс.

Сталин не согласился с данным маршрутом и предложил: «Вот вам мой маршрут: Москва – Петропавловск-на-Камчатке».

Правительственная комиссия, председателем которой был Серго Орджоникидзе, постановила: первый беспосадочный перелет АНТ-25 считать пробным и совершить его в пределах СССР. Был утвержден состав экипажа, который переселился на подмосковный аэродром, целиком посвящая себя подготовке к сложному рейсу. На карте большую часть пути они проложили через Северный Ледовитый океан над совершенно неисследованными районами. В самолете АНТ-25 были сконцентрированы новинки авиационной техники. Он был первой машиной, на которой поставили убирающиеся в полете шасси с масляными амортизаторами и электрифицированным подъемом, антиобледенительное устройство, приборы для ориентировки при отсутствии видимости. Был установлен мотор АМ-34Р талантливого конструктора А.А. Микулина. Воздушный потолок самолета – 7 тысяч метров, максимальная скорость – 210 км в час.

Старт к полету на Дальний Восток был дан 20 июля 1936 года в 5 часов 45 минут. В конце первых суток столкнулись с циклоном, и при его обходе путь самолета неоднократно менялся. Но летчиков трудности не пугали.

22 июля самолет был над Петропавловском. Небольшой городок на берегу бухты, сопки и океан. Беляков вырвал из журнала лист бумаги и написал: «Вымпел. Самолет АНТ-25. 22 июля 1936 года в 3.00 Гринв. времени прошел Петропавловск-на-Камчатке. Привет жителям Петропавловска от экипажа самолета. Надеемся, что наши окраины будут скоро такими же цветущими, как и наша столица. Беляков». Вложив записку в небольшую жестяную коробку и открыв люк в днище самолета, он сбросил вымпел. Сделав круг почета над городом, самолет лег курсом на запад через самое бурное море на нашей планете – Охотское. Через некоторое время самолет вышел к восточному берегу Сахалина. Густая облачность и сильный дождь заставили снизиться до 30 метров. Вверх подняться невозможно – самолет начал обледеневать. Связь с Николаевском и Хабаровском отсутствовала. В ответ на тревожную радиограмму с борта самолета Орджоникидзе приказал: сесть при первой возможности. 22 июля самолет приземлился на прибрежную полосу маленького острова Удд (ныне Чкалов), омываемого Охотским морем и заливом Счастья. Именно здесь на фюзеляж самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут».

В этом беспосадочном перелете было преодолено 9  374 километров за 56 часов 20 минут, причем, более 10 часов слепого полета.

Постановлением ЦИК СССР от 24 июля 1936 года Чкалову, Байдукову и Белякову присвоено звание Героя Советского Союза.

Полет экипажа Чкалова на Камчатку и до острова Удд в Охотском море стал генеральной репетицией перед броском через Северный полюс.

18 июня 1937 года экипаж Валерия Чкалова впервые в истории авиации начал беспосадочный трансарктический перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. Данный полет был большим испытанием для советских летчиков и для советского мотора. Нехватка кислорода, фарфоровое обледенение корпуса самолета, встряска, циклоны, повреждение водяной трубы. За штурвалом Чкалов и Байдуков часто сменяли друг друга. Над полетной картой и приборами бессменно нес вахту штурман Александр Беляков.

Посадка была совершена 20 июня в Ванкувере шт. Вашингтон в 16.20 по Гринвичу на военном аэродроме Пирсон Филд. Пройден путь 8  582 км за 63 часа 16 минут.

За этот перелет члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени.

Америка встречала их восторженно и сердечно.

Президент США Франклин Рузвельт готовился к приему Чкалова Байдукова и Белякова в Белом Доме,. Он попросил телохранителя поднять его (у него были парализованы ноги): «Русских героев я должен встретить стоя».

Полярный исследователь В. Стефансон сказал: «До них земля по своим путям сообщения казалась цилиндрической. Они воистину превратили ее в шар».

Английский маршал авиации Джон Салмонд сказал: «Перелет Чкалова и его спутников поражает человеческое воображение своей грандиозностью. Чудесна сила авиационной техники, которая позволяет преодолеть без остановки такие колоссальные пространства, к тому же явно недоступные для другого вида транспорта. Перелет был совершен советскими пилотами на советской машине с советским мотором. Это демонстрирует перед всем миром блестящую техническую оснащенность Советской страны».

Восхищенные американцы в 1974 году в Ванкувере создали Трансполярный Чкаловский комитет, который руководил сооружением памятника на месте посадки самолета АНТ-25. Ежегодно 20 июня на аэродроме Пирсон Филд отмечают эту знаменитую дату.

В день 75-летия перелета самолета на аэродроме Пирсон Фильд прошел митинг и церемония возложения цветов.   Открыл церемонию Laureano Mier, менеджер Музея им. В.П. Чкалова. Он кратко напомнил собравшимся об историческом полете, сказал о важности этого события  для всего мирового сообщества и продемонстрировал небольшой макет  самолета, на котором и был совершен перелет.

Генеральный Консул Консульства Российской Федерации в городе Сиэтл Юрий Герасин, также присутствовал на официальной церемонии. «Этот подвиг был,  как символ желания иметь добрые отношения», – сказал он о мужественном поступке   экипажа и его значении для истории Российско-Американских отношений. Затем было предоставлено слов мне.  Выразив сердечную благодарность за память о подвиге российских летчиков, я передала приветственные слова жителям Ванкувера от правительства Камчатского края и администрации Петропавловска-Камчатского и возложила у подножья монумента огромный букет темно-красных роз.

Пролетающие в это время в небе самолеты, делали круг над   полем в честь подвига Валерия Чкалова, Георгия Байдуков и Александра Беляева.

Слава Героя Советского Союза В.П. Чкалова обрела огромную силу. Народная любовь выразилась в присвоении его имени улицам и паркам многих городов, в том числе в Петропавловске-Камчатском и Ванкувере (США). На одном из домов в Ванкувере прикреплены две таблички на русском и английском языках со словами Чкалова: «Как воды рек Волги и Колумбии, текущие мирно по этой планете и впадающие в один мировой океан, так и народы России и США должны жить мирно на этой планете и своим совместным трудом украшать мировой океан человеческой жизни. 1937 г.».

 

Наталья КИСЕЛЕВА,

краевед, член РВИО, РГО

Петропавловск-Камчатский-Ванкувер, США

 

 

Справка «В»

14 июля 1937 года второй АНТ-25 под командованием Громова совершил посадку в штате Калифорния, полностью повторив маршрут Чкалова. Это полет развеял всякие сомнения. При выполнении полета было побито еще два мировых рекорда.

В 1937 году самолет в разобранном виде кораблями был доставлен в Ленинград.

 

Характеристики

Модификация

АНТ-25

Масса, кг

 

пустого самолета

3784

максимальная взлетная

10000

Тип двигателя

1 ПД М-34Р

Мощность, л.с.

1 х 900

Макс. скорость, км/ч

244

Практическая дальность, км

10800

Практический потолок, м

7850

Экипаж, чел

3

 

 

Ещё новости о событии:

20 июня 2012 года, 8 часов 22 минуты. Американский город Ванкувер. Ранним туманным утром на территории Air Pierson Museum прошла официальная церемония,
20:51 20.06.2017 Radio3.Ru - Петропавловск-Камчатский
20 июня 2012 года, 8 часов 22 минуты. Американский город Ванкувер. Ранним туманным утром на территории Air Pierson Museum прошла официальная церемония,
20:25 20.06.2017 Вести+ТВ - Петропавловск-Камчатский
 
По теме
Совместные учения по отработке взаимодействия экстренных служб и проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий прошли на территории Петропавловск-Камчатского городско
Горняк пострадал при ЧП на камчатском руднике - Камчатка-Информ Отслоение горной массы произошло на руднике Бараньевский в Быстринском районе Камчатки, пострадал мужчина, сообщили агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в горнорудной компании, которая разрабатывает месторождение.
Камчатка-Информ
На Камчатке провели учения по ликвидации последствий ДТП . Фото ГУ МЧС России по Камчатскому краю. - Камчатка-Информ Межведомственная тренировка по ликвидации последствий крупного ДТП прошла на Халактырском шоссе в Петропавловске-Камчатском в режиме реального времени, сообщили РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в краевом управлении МЧС.
Камчатка-Информ
Серию культурных программ от Московского Дома культуры проведут на Камчатке - Полуостров Камчатка Программу «Парадокс береговой линии» от Московского Дома культуры «ГЭС-2» проведут в Петропавловске-Камчатском, сообщили в краевом художественном музее через свой телеграм-канал.
Полуостров Камчатка