Проездной – как птица Феникс?

Проездной – как птица Феникс? . Фото Василия Гуменюка, РАИ
Фото: kamchatinfo.com

Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ" (архив)

На первый взгляд события на прошлой неделе развивались стремительно. В среду в газете «Камчатский край» вышел материал под заголовком «Как провожают проездные…» , в котором мы сообщили: фактически месячных проездных на предъявителя в городе больше нет, решением некоего «Камчатского транспортного союза» они превратились в электронные кошельки. В этот же день в утреннем радиоэфире одной из радиостанций глава города Виталий ИВАНЕНКО эту информацию подтвердил, сказав при этом, что власти города не имеют к происходящему никакого отношения. А уже в пятницу утром стало известно, что мэрии все-таки удалось договориться (!) с автобусниками о том, что месячный проездной в его привычном для горожан статусе будет сохранен, однако с присвоением ему космической цены – 1 800 рублей.

На взгляд более пристальный история эта уходит корнями в начало года, когда все мы только узнали о замене бумажных проездных билетов на электронные, и выглядит несправедливой в отношении жителей Петропавловска, до сих пор вызывая массу вопросов. Попробуем эти вопросы озвучить.

Безлимит – не безлимит?

Во-первых, сам по себе переход на электронные транспортные карты проходил у нас не слишком гладко. Произошло это, как вы помните, в марте: именно с этого месяца горожане начали пользоваться общегражданским проездным «пластиком». До этого с начала года городские власти вели «необходимую подготовительную работу». Именно такие комментарии мы получали из администрации ПКГО.

Затем случился коллапс городского масштаба с продажей этих проездных. «Почта России» перестала их продавать, запросив за услуги слишком большую цену. Продажи были организованы в РКЦ, где народ стоял часами в очередях, заваливая мэрию жалобами. Пришлось даже продлевать часы работы отделений центра. При этом мэрия активно призывала горожан не паниковать и охотно рассказывала, как удобно будет пользоваться новыми электронными проездными.

Но уже в марте горожане стали жаловаться на несовершенство системы и крайне скудную информированность о правилах пользования «пластиком».«Если ты никогда не пользовался подобными проездными при поездках в другие города, то тебе непонятно, как они действуют. Какой стороной его прикладывать, к чему именно прикладывать и что делать, если аппарат у водителя не работает? Сколько раз можно ездить по пластиковому проездному, тоже непонятно: одни говорят, езди, сколько хочешь, другие – только 15 поездок в день», – говорили читатели нашей газеты.

Кроме того, по словам читателей, тогда, в марте, ни в одном городском автобусе никто из них не видел никаких информационных материалов о введении в действие новой системы оплаты, а водители ничего пояснить пассажирам не могли.

Отвечая тогда на многочисленные вопросы горожан, мы с газетных страниц разъясняли и правила пользования новым видом проездных, и успокаивали горожан сообщениями о том, что общегражданский проездной билет будет безлимитным (!). То есть, он будет действовать в привычном для всех режиме: купил в начале месяца и ездишь на автобусах до его (месяца) окончания. Эту информацию мы, конечно, не придумывали сами, а получали и от администрации ПКГО, и от руководителя «Камчатского транспортного союза» (он же – депутат городской думы ПКГО) Павла Сайдачакова.

И вот он, наш первый вопрос: зачем было вводить в заблуждение горожан? Неужели кто-то, кто вводил в автобусах Петропавловска электронную систему оплаты, мотивируя это лучшим учетом количества пассажиров, на самом деле изначально планировал всучить нам всем электронные кошельки и брать деньги именно за каждую поездку? Есть у нас такое подозрение…

И есть даже этому подозрению подтверждение. Сейчас, когда власти все-таки «договорились» с автобусниками о сохранении безлимитного проездного, выяснилось, что для этого почему-то нужно выпустить отдельные пластиковые карточки. Те, которые горожане уже купили за 50 рублей с надписью «Общегражданский проездной билет», для безлимитных поездок уже не подходят: дескать, запрограммированы не так. Поэтому покупать безлимитные придется снова. Кстати, и стоимость самой карточки как-то незаметно выросла до 100 рублей!

Прокурору на заметку

Очень настораживает в истории с проездными и то, как городские власти попытались занять в ней позицию «моя хата с краю, ничего не знаю». В уставе нашего славного города есть третья глава «Полномочия Петропавловск-Камчатского городского округа», в ней статья 11 «Вопросы местного значения Петропавловск-Камчатского городского округа», а в ней пункт 7, который относит к вышеназванным полномочиям «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа».

Много десятилетий подряд в Петропавловске действовали проездные билеты на автобус. Каждый обладатель такого билета знал, что покупает его на месяц. Платит при покупке – один раз. Те, кому проездные были не нужны, платили за поездки в автобусах: очень давно – кидая монетки в аппараты и откручивая себе билетик, давно – покупая талончики и пробивая их в компостерах, в промежутке – покупая билет у кондуктора, а потом просто отдавая деньги водителю и не получая взамен ничего. Все это на разных этапах именовалось организацией пассажирских перевозок. Теперь это назвали «порядком оплаты проезда», к регулированию которого городские власти не имеют отношения и по поводу которого решения теперь принимает «Камчатский транспортный союз».

Товарищи, что это за странные игры? И почему жители города должны в них участвовать, причем практически принудительно? Почему они должны разбираться в том, кто кому и когда передал какие-то полномочия? И самое интересное: если «Камчатский транспортный союз» единолично принимает решения об отмене проездных билетов, об их превращении в электронные кошельки, о росте их стоимости, ухудшающие финансовое положение жителей города, то на основании каких документов он это делает и где мы можем ознакомиться с этими решениями, оформленными документально?

На наш взгляд, последний вопрос закономерно было бы адресовать надзорному органу, то есть прокуратуре, которая должна проверить законность принятых решений в интересах горожан. А заодно можно и поинтересоваться обоснованием цены возрожденного путем переговоров мэрии с автобусниками безлимитного проездного в 1 800 рублей. Есть ли вообще в природе это обоснование и, если есть, то кто его рассчитывал? И не является ли, наконец, превращение проездного в электронный кошелек навязыванием услуги? Ведь далеко не все хотят, чтобы в самый неподходящий момент брюки легким движением руки превращались в элегантные шорты…

Немного лирики

Глава города в радиоэфире несколько раз подчеркнул, что никакие госорганы не регулируют порядок оплаты проезда в пассажирском транспорте. Возможно, это так. Действительно, законодательство говорит нам о том, что «регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации» (федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Именно поэтому постановление об изменении тарифа на автобусные муниципальные перевозки принимает у нас краевое правительство на основании решения региональной службы по тарифам. Более того, нигде в законодательной базе нам не удалось найти такого юридического понятия как «месячный проездной билет» и сведений о том, кто устанавливает его цену. Раньше в Петропавловске и тариф, и стоимость проездных устанавливались постановлением мэрии.

И потом, что такое «Камчатский транспортный союз»? Некоммерческая организация, участниками которой, по данным СБИС, являются ООО «Альянс-Авто», ООО «Джемини-Авто» и А.Ю. Сергеев. Сайт организации нам найти не удалось. Есть аккаунт в сети «Фейсбук», но и в нем нет полной информации о том, какие именно перевозчики входят в эту организацию. Но наверняка наше АО «Автопарк», учредителем которого является муниципальное учреждение «Управление экономического развития и имущественных отношений администрации ПКГО», в этом союзе состоит. А поэтому говорить о том, что сейчас городские власти не имеют никакого влияния на перевозчиков и не находятся с ними во взаимодействии, как-то нелепо.

Да, даже АО «Автопарк» – это коммерческая структура. И она, как и все прочие перевозчики, заинтересована в повышении стоимости проезда, потому что в ее состоятельности заинтересованы, в частности, и учредители. И именно администрацией города с ними заключаются договоры на право осуществления пассажирских перевозок, закупаются новые автобусы на бюджетные деньги для передачи кому-то из них в эксплуатацию и т. д. И, наверное, решение о том, что в городе больше не будет месячных безлимитных проездных, тоже должно приниматься совместно. Причем неплохо было бы сначала узнать на этот счет мнение горожан. Как-то это было бы по-человечески. Ведь живем мы все в этом городе вместе и управлять им пытаемся сообща, так сказать, в тесном взаимодействии.

Информирование населения о том, что происходит в городе, не должно быть однобоким. Иначе получается, что дорожки, новые лавочки и прочее благоустройство в скверах – это хорошо, а поэтому рассказывать об этом мы будем много. А изменение правил оплаты проезда – этот как-то непопулярно, поэтому мы об этом умолчим. Пусть как-то само собой рассосется.

Так нельзя. Представляете, сколько народа в конце августа привычно заплатили за проезд в сентябре 1 005 рублей? Не имея никакой информации, весь этот народ был бы уверен, что может ездить в автобусах весь месяц. А то, что внесенных денег отныне хватает только на 40 поездок, обнаружилось бы у каждого по-своему, причем по закону подлости в самый неподходящий момент. Как бы тогда объяснялись с народом и городские власти, и «Транспортный союз»? Даже сейчас, после столь стремительного возрождения безлимитных проездных, люди происходящим возмущены. Они говорят о том, что авансировать за 1 800 рублей езду в наших видавших виды автобусах, в которые после материковских страшно даже зайти, – это настоящий хоррор! И это при том, что альтернативного общественного транспорта для передвижения по городу у нас нет. Многие горожане, комментируя ситуацию в соцсетях, откровенно призывают земляков не покупать электронные проездные, а платить за проезд наличными за каждую поездку. И это неудивительно.

Светлана СОЛОВЬЕВА, газета «Камчатский край»

5 сентября 2018 г.

Когда верстался номер, стало известно о том, что на совещании под руководством министра транспорта и дорожного строительства Камчатского края Владимира Каюмова с главой Петропавловска Виталием Иваненко и представителями «Камчатского транспортного союза» принято решение об установлении стоимости безлимитного проездного билета на автобусы в 1 500 рублей. Таким образом, озвученная два дня назад цена проездного в 1 800 рублей упала на 300 рублей

Ещё новости о событии:

В правительстве Камчатки прокомментировали ситуацию с резким подорожанием проездных билетов в Петропавловске.
10:42 06.09.2018 ИА Кам 24 - Петропавловск-Камчатский
Проездной – как птица Феникс? . Фото Василия Гуменюка, РАИ - Камчатка-Информ
Фото Василия Гуменюка, РАИ "КАМЧАТКА-ИНФОРМ" (архив) На первый взгляд события на прошлой неделе развивались стремительно.
23:44 05.09.2018 Камчатка-Информ - Петропавловск-Камчатский
Власти Камчатки урегулировали вопрос с безлимитным проездным, действующим на территории краевой столицы.
16:01 05.09.2018 Радио СВ - Петропавловск-Камчатский
Стоимость безлимитного проездного билета в Петропавловске-Камчатском составит 1 500 рублей.
15:32 05.09.2018 VestiPk.Ru - Петропавловск-Камчатский
Стоимость безлимитного проездного билета в Петропавловске-Камчатском составит 1 500 рублей.
15:03 05.09.2018 Администрация г.Петропавловск-Камчатский - Петропавловск-Камчатский
1 октября текущего года будет введен проездной билет с неограниченным количеством поездок, действующий в общественном транспорте Петропавловска-Камчатского.
14:42 05.09.2018 Правительство Камчатского края - Петропавловск-Камчатский
 
По теме
Безлимитный проездной сохранится в краевой столице. Такого соглашения достигли накануне мэр Петропавловска Виталий Иваненко и председатель Камчатского транспортного союза Павел Сайдачаков.
В редакцию «Вестей» зачастую обращаются горожане с просьбами разъяснить тот или иной вопрос, касающийся городской жизни.
В редакцию «Вестей» зачастую обращаются горожане с просьбами разъяснить тот или иной вопрос, касающийся городской жизни.
Российские военные своими ударами в ночь на четверг уничтожили в Харькове около 50 украинских боевиков, рассказал РИА Новости координатор николаевского подполья Сергей Лебедев со ссылкой на коллег.
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю отмечает, что по итогам 12 недели 2024 года эпидситуация по гриппу и ОРВИ оценивается, как благополучная:
Роспотребнадзор