«От Византии до России» — интервью с регентом хора Алексеем Жуковым

i
Фото: pravkamchatka.ru

В праздник Казанской Божией Матери  и  55 лет со дня блаженной кончины митрополита Нестора (Анисимова) сподобились камчатцы побывать на концертах  хора Афонского подворья г. Санкт-Петербурга, прибывшего по приглашению нашей епархии. Мужской хор создан при Старо-Афонском подворье,  восстановленном год  назад, теперь там не только совершается Евхаристическая бескровная жертва, но и вновь налаживаются связи с горой Афон.

Художественный руководитель (регент) хора  - Алексей Жуков — петербуржец в третьем поколении. Выпускник Санкт-Петербургского хорового училища им. М. И. Глинки и Санкт-Петербургской государственной академии культуры. Служил регентом собора Архангела Михаила в Ораниенбауме и регентом Никольской церкви на Большой Охте (г. Санкт-Петербург), затем регентом Санкт-Петербургского подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. На протяжении 15 лет является участником и руководителем мужского вокального ансамбля «Валаам». С 2005 года по благословению епископа Панкратия, игумена Валаамской обители, руководит Праздничным хором Валаамского монастыря на Патриарших богослужениях. В 2008 году награжден именной грамотой митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира «За усердные труды во славу Святой Церкви».

Художественный руководитель (регент) хора Алексей Жуков дал интервью нашему корреспонденту:

«В Санкт-Петербурге на углу Дегтярной и 5-й Рождественской улиц стоит Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая представляла в столице Российской империи Святую Гору Афон — Старо-Афонское подворье.

Строительство подворья и храма Благовещения стало возможным после пожертвования, сделанного знаменитым предпринимателем и меценатом И.И. Сибиряковым, тогда еще молодым человеком и будущим монахом Андреевского скита. Этот человек много сделал не только для русской православной церкви, но и для того, чтобы русские иноки на горе Афон  могли совершать свои молитвенные подвиги. Пожертвование выражалось фантастической цифрой в 2.400.000 рублей. Часть этих денег была истрачена настоятелем подворья о. Давидом на строительство самого подворья, а половина пожертвованной суммы была передана на Афон для строительства знаменитого Андреевского собора.

Про жизнь И.И. Сибирякова был создан фильм с необычным названием «Помогите мне люди, я страшно богат!»

До недавнего времени собор Благовещения Старо-Афонского подворья был никому не известен и облик его был печальным. Когда-то это был восьмикупольный собор с пятью престолами, и надеемся, что милостью Божией вся эта красота будет восстановлена. Месяц назад над ним водружён первый крест. А другая задача подворья —  дать возможность людям собраться в общину и благодарить Бога за всё, что он нам даёт.

Труды нашего хора более скромные: мы пытаемся возродить различные традиции церковного пения. Город наш известен тем, что в нём очень много храмов, и в них звучат самые различные церковные песнопения. Наш богослужебный репертуар оформлялся в Валаамском монастыре на протяжении последних 25 лет. В основе — знаменное пение. Валаамский распев — это местная традиция знаменного пения, византийские напевы тоже широко используются на Валааме и у нас на подворье. Это очень строгие песнопения, звучащие на один или два голоса.

Совершая церковно-певческое путешествие от Византии до России: мы исполняем самые различные песнопения Древней Греции, Сербии, Болгарии, Грузии, Древней Руси, звучит русская духовная музыка XVII-XVIII, ХIХ — ХХ веков, а также любимые песни нашего народа, которые пели в годину испытаний и поют сегодня, принося  Отчизне свой мирный и ратный труд.

Особенность современного Валаамского церковного пения как раз в том, что русские распевы исполняют в греческой манере, с выдержанными нижними тонами. Такая традиция появилась благодаря трудам и творчеству иеродиакона Германа (Рябцева). Мы, кстати, очень стремимся к тому, чтобы на Патриарших богослужениях петь вместе,  потому что пение братии — неповторимо. Оно, по-моему, вообще более правильно, в отличие от пения просто профессионалов, отображает смысл богослужебных песнопений и текстов. Мы не можем мыслить так, как люди, живущие монастырской жизнью. По крайней мере, до тех пор, пока сами не начнем принимать живое постоянное участие в литургической жизни и Евхаристии.

На мой взгляд, программу, основанную на церковных песнопениях и патриотических песнях, неверующие люди исполнить бы не смогли. Певцы нашего хора – православные христиане. Петь в храме, я считаю, должны именно те, кого Господь «сподобил причаститися Святым Своим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам».

На концерте стоят перед нами всего восемь певцов. Голоса певцов как горный водопад, играющий с ветром и скалами, то затихают, то громко звучат; несомненно, регент владеет особым искусством управлять таким тонким и подвижным инструментом как человеческий голос. Певцы в хоре уникальны Тенор Дмитрий Попов с невероятно изящным тембром и высотой голоса, и заслуженный артист республики Карелия Михаил Круглов — обладатель редкого баса-профундо, другие певцы лауреаты всевозможных певческих конкурсов.

Восемь певцов своим необычным песнопениями погружают нас в глубину веков: где Десятый флот крестоносцев разрушает и грабит святые реликвии Византии и свозит их в Венецию, где Османский флот громит из пушек стены Константинополя и завоеватели превращают Собор Святой Софии в мечеть. А кони Золотой орды топчут русские степи и пашни, сжигают церкви, отводят в полон и рабство русских людей. Да и во времена советского лихолетья вновь громят храмы, сбрасывают назем колокола, чтобы не звали людей на молитву, разрушают монастыри, убивают и сажают в ГУЛАГи священнослужителей и монахов. « И в дремучих лесах и бескрайних степях хоронили Великий народ!»

Но православную веру не убить, не выкорчевать, не засадить в тюрьмы, и православный   народ как детская игрушка Ванька-Встанька, вновь поднимает голову к Небесам, возводит храмы и молится и славословит Господа песнопениями.  Во все времена, какими бы они ни были, не прекращалась молитва на Святой Руси, молитвой народ укреплялся духом и мог пережить тёмные и грозные времена.

«Занимается день,  монастырь над рекой,  заходи, путь открыт, вход отверз, а на сердце всегда почивает покой, что я вижу за тысячи верст: как  лампады горят и горят  в алтаре  с тех времён и до сих самых пор,   служит старец-монах в белом монастыре и Спасителя молит о всех!» — поёт солист хора Борис Петров.

По  молитвам монахов спасается русский народ, обретает веру и восстаёт из пепла и развалин неверия Святая наша Русь!

И  хор  Афонского подворья г. Санкт-Петербурга помогает нам, православным христианам вернуться на те  же пути и дороги, которыми ходили наши  предки, и на которых они достигали истинной веры и Царствия Небесного.

Нина Доронина, член Союза журналистов России ,

Использованы сведения из открытого интернета

 
По теме
В него вошли 12 песен Муслима Магомаева. Альбом получил название "Голос мой", а все доходы от стриминга направят на помощь пострадавшим в результате теракта, сообщает "Комсомольская правда".
VestiPk.Ru
Всенощная (3) - Камчатская епархия 23 марта, в канун Недели 1-й Великого поста, Архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил всенощное бдение в Михаило-Архангельском Морском соборе на территории Свято-Пантелеимонова мужского монастыря г.
Камчатская епархия
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю отмечает, что по итогам 12 недели 2024 года эпидситуация по гриппу и ОРВИ оценивается, как благополучная:
Роспотребнадзор
Где казак, там и слава! : исторические часы в библиотеке - ЦБС Вилючинска Краеведение является одним из основных направлений библиотечной работы. Главный библиотекарь Центральной городской библиотеки Вера Владимировна Логинова провела для учащихся 5-7-х классов школ города цикл исторических часов,
ЦБС Вилючинска