Тема православия в произведениях камчатских писателей

Что такое художественная литература по большому счету? Это произведения, в которых ставятся и решаются актуальные духовно-нравственные задачи. И ничего больше. Форма при этом не важна. Это могут быть стихи, рассказы, повести, романы, пьесы, новеллы, путевые зарисовки и т.д. Еще более усилить духовно-нравственную тему может религиозный аспект, в данном случае православие, так как речь здесь пойдет о нем.
Исходя из вышесказанного, среди камчатских авторов, решающих в своих произведениях духовно-нравственные задачи, усиленные православным аспектом, можно выделить Марию Нехорошеву, Ольгу Шишкову, Владимира Нечаева, Валентину Иванову, Владимира Татаурова и Владимира Соколова-Ширшова.
Все эти имена хорошо известны камчатскому, а, зачастую, и российскому, читателю. Поговорим о них по порядку.
Мария (Ольга) Нехорошева недавно закончила работу над большой сказкой-поэмой «Сказки королей», состоящей из двадцати песен (глав). Это грандиозная работа! Она еще не издана, поэтому нет смысла о ней говорить публично, но я не могу не констатировать в этой связи очевидного: перед нами профессиональный, глубокий, православный поэт.
Ольга Намчеровна доказала это всеми своими стихами. Ее две книги «Прикосновение» и «Белый город» буквально возвышены православной нотой, которая звучит в каждом, без преувеличения, стихотворении. Конечно, у нее есть стихи, непосредственно посвященные религиозной теме, в поэтической форме пересказывающие библейские тексты, их восприятия поэтом, ее любовь и благодарность Создателю, но есть стихотворения о любви, красоте природы и человеческой жизни, но и они сотканы из православного понимания мира. Это понимание, это чувство составляют саму суть поэтического дара Ольги Нехорошевой, в ее талант вплетена золотая нить Православия.

Очевидного не приемлю.
Не вникаю в расхожие истины.
Громогласным призывам не внемлю.
Как печать во мне: «Истинно, истинно…»

Книга Ольги (Марии) Нехорошевой «Прикосновение» была издана накануне освящения храма Святой Живоначальной Троицы в городе Петропавловске-Камчатском и, как писали тогда о книге, была «адресована читателю, ищущему в нашем суровом мире светлую Веру, великую Надежду и вечную Любовь. Издана по благословению Его Высокопреосвященства архиепископа Петропавловского и Камчатского Игнатия».
Много ли книг и многие ли камчатские писатели издаются по благословению владыки? Знаю только две художественные книги (художественные, поэтому не беру во внимание документальные книги Артура Белашова): эту, о которой мы говорим, и книгу стихов Владимира Нечаева «Утешитель», да и то благословение на книгу Владимир Нечаев получил устно во время презентации книги. Но хотя бы так. Других примеров я не знаю.
Из стихотворений Ольги (Марии) Нехорошевой композитор Николай Красильников сочинил рок-мистерию «Храм в Небеса», которая звучала во время освящения нашего кафедрального собора. Исполненная мистерия потрясла собравшихся у храма людей. Потрясла красотой исполнения, музыкой, текстами. Тогда и зазвучало имя поэтессы, стало известно широкой читающей публике. А вскоре вышла ее вторая книга, и Ольгу Нехорошеву приняли в Союз писателей России.

Так просто было всё:
Светился лес,
Светились стены
И кормушка хлева.
С Младенцем на руках
Стояла Дева,
И к Ней летели
Ангелы с небес.

Ольга Намчеровна Нехорошева – светлый и очень талантливый человек. И свет души и талант даются ей Богом за ее Веру и Верность. Она действительно глубоко религиозный человек. Точно так же глубоко религиозна другая камчатская писательница, живущая в селе Эссо Быстринского района, Валентина Петровна Иванова.
Валентина Иванова пишет и стихи, и прозу. Она автор нескольких книг, печатается в нашем региональном ежегоднике «Камчатка», член Союза писателей России. При приеме в Союз писателей её активно поддержал ни кто-нибудь, а самый православный из ныне живущих и творящих русских писателей Владимир Крупин. «В ее стихах - Печать Бога» - это его слова во время обсуждения кандидатуры Ивановой.
Произведения Валентины Ивановой нашли отклик в душе другого известного российского православного писателя, литературного критика и литературоведа – кандидата филологических наук, преподавателя церковнославянского языка Курской духовной семинарии Марии Ивановны Масловой. Она приравнивает тексты Валентины Ивановой к текстам Виктора Астафьева и Владислава Зубца, а порой ставит и выше их.
Но это о прозе Валентины Ивановой, а если взять ее поэзию, то она насквозь православная. Откровенно православная. Тему ее поэзии можно обозначить так: она в своем творчестве пытается ответить на главный, пожалуй, вопрос: «Зачем, душа, приходишь в этот мир?»
В одном из стихотворений Валентины Ивановой душа отвечает на этот вопрос так:

«Я лишь сосуд
Священного огня,
Я в мир несу
Божественное пламя –
Оно горит в твоей крови!
К тебе мой Господин
Послал меня,
Чтоб падший мир,
Поднявшись вместе с нами,
Исполнил заповедь Любви».

Надо добавить, что и Ольга Нехорошева, и Валентина Иванова, - обе воцерковлённые, соблюдают православные традции, праздники, церковные мероприятия, любят и всем сердцем принимают родную православную церковь. Воцерковлен и следующий камчатский писатель, о котором также необходимо сказать, Владимир Иванович Нечаев.
Владимир Нечаев – поэт, но в последние годы пишет и прозу. Его книга стихов «Утешитель», о которой уже упоминалось выше, писалась к 2000-ю Христианства, поэтому философична. Даже эпиграф философичен. Автор написал на обложке книги: «На острие копья римского солдата еще не запеклась кровь Бога. 2000 лет мы делим Его одежды, которые однажды придутся нам впору».
Да, когда-то они придутся нам впору, мы уже возвращаемся и, даст Бог, однажды массово вернемся к Создателю, Утешителю, и вновь возлюбим его, как это было до этого на Руси тысячу лет.
Вот небольшое стихотворение Владимира Нечаева «Сын»:

В слове «вернуться» - есть изначальное,
Что-то от зверя и верности.
Возвращайся же к прежнему в новых одеждах,
Готовь Второе пришествие.
Стань колосом и серпом –
Колесом невозможного.

И после стихотворения приписано:

«Каждому предстоит подняться вместе с Ним.
И только Он один падает на дно».

Сразу, наскоком, трудно понять стихотворные тексты Владимира Нечаева. И только вчитавшись, вникнув, начинаешь проникаться их смыслом. И понимаешь, что они – результат долгого и упорного поиска автором своего духовного пути. Конечно, он ошибался, порой заходил в тупики, но, поднимая взгляд к Небу, находил нужную Звезду, и опять шел за ней. Шел за смыслами. И вел за собой читателя, того, кому интересно идти вместе с Владимиром Нечаевым. Думается, таких со временем станет больше.

По большому счету одно лишь тревожит,
что скажу в последнюю свою минуту?
Матерь вспомню Божью или родную?
Потянусь под защиту отца, как в детстве,
или же Небесного помяну с надеждой?
Горечью изойду и желчью,
не жалеючи ни ближних своих, ни дальних?
Или время будет той тишины великой,
когда шелест звезды слыхать,
катящейся по небосклону,
чтобы выдохнуть молитвенное:
«Помилуй…»

Это стихотворение Владимира Нечаева написано уже в 2016 году, совсем недавно. Смотрите, как автор вырос в своих духовных исканиях. Похоже, они закончились, он нашел, что искал, и уверенно встал на свою главную дорогу.
А теперь – о поэтессе Ольге Шишковой. Она, главным образом, известна своей поэмой «Молчание Камчатки». Поэмы большой, эпической, поднимающей целые пласты истории Камчатского края. И история эта накрепко спаяна у автора с религией, Православием. Есть в поэме целая глава, она отдельно опубликована в сборнике «Камчатка» за 2016 год, «Инок и феллах», перепевающая библейские легенды.

В горах с Архангелом встречал монах рассвет,
С вершин видны все города, все царства.
Был воздух каждого земного государства
Окрашен в свой, ему присущий, цвет.

Господь в ней новый зрит Иерусалим.
Монах вдруг видит небо в тучах серых.
– Что цвет? – у Ангела спросил.
– А это – то, чем дышат люди – вера.

Смотрите, какой большой смысл в словах Ольги Шишковой: воздух над каждым государством, да и каждым городом, окрашен в собственный, неповторимый цвет, который зависит от веры жителей. По Вере и воздается всем и каждому. Воздается и литераторам. Я перечислил здесь только четыре имени, но талант их очевиден. Камчатка гордится этими именами, они известны далеко за ее пределами.
Есть еще три очевидных православных автора: Владимир Татауров, Артур Белашов и Владимир Соколов-Ширшов. Они не являются членами Союза писателей России, как предыдущие четверо, но талант их от этого не становится менее значимым. Артур Изосимович Белашов известен своими документальными историческими книгами о камчатских православных иерархах церкви, своим подвижничеством, своими инициативами по причислению к лику святых иеромонаха, позже - епископа Камчатского Нестора Анисимова.
Владимир Соколов-Ширшов написал и издал книгу «Савл. Слово о Павле». Как пишет в предисловии к этой книге ее издатель Артур Белашов, «чтобы взяться за такую духовно тонкую и сложную тему, как апостол Павел, нужны и вера, и знания, и мужество… Чтение рукописи доставило истинное удовольствие тем, что в повести популярно излагается история зарождения христианства, как вселенского вероучения».
Книга Владимира Петровича Соколова-Ширшова «Савл» сейчас подзабыта, а зря. Советую тем, кто не читал ее, отыскать и прочесть. В доказательство этой необходимости еще раз процитирую Артура Белашова: «Перед читателем реально оживают образы Иисуса Христа и его учеников как доказательство того, что они были реальными людьми, конкретными историческими личностями».
И, наконец, Владимир Татауров. Он автор многих стихотворений, но в его библиографическом списке есть поэма «Священные рубежи. 1854 г.». Поэма делится на две главы. В первой автор рассказывает об отражении англо-французского десанта от стен Соловецкого монастыря, вторая часть – о героическом отражении жителями Камчатки англо-французского десанта, высадившегося в Петропавловске в том же августе 1854 г. Но если история Петропавловского отражения для жителей Камчатки на виду, то для написания первой части поэмы автор специально ездил на Соловки, чтобы поднять и понять эту историю. Там сдружился с насельниками монастыря, и теперь посещает его часто. Там и вжился в Православие, почувствовав, что оно – свое, родное, без него не достичь высот творчества.

В поле ратном и в поле духовном
За священную Русь умирать
С чёрной злобой, как с тучею чёрной,
Поднимается светлая рать!

В 2016 году в Санкт-Петербурге вышла книга Владимира Татаурова «Причастный», которая отражает, как сказано в аннотации, «нелегкий путь исканий автора». Исканий, конечно же, духовных. Недаром на первом шмуц-титуле книги помещен рисунок известной камчатской художницы Кристины Саушкиной, на котором человек, по облику – камчадал, стоит со свечей пред православными иконами. А в предисловии к книге говорится, что «живя на Камчатке, автор каждый свой отпуск через всю Россию едет на Соловки, чтобы несколько дней провести трудником в Соловецком монастыре, занимаясь посильным трудом, в то время как душа совершает нелегкий труд покаяния и возрождения».
И далее: «Владимир утверждает, что на Соловках и пишется легко. По крайней мере там написаны его лучшие стихи».
Вот его стихотворение «Причастный». Оно о многом говорит:

Я причастен к высокому небу,
К ледовитым полярным морям,
К подземелий таинственным недрам,
К неприступным скалистым горам.
Я к земле ненаглядной причастен
И по ней не сутулясь иду,
Ведь причастен я жизнью и счастьем
К просолённому потом труду!
Знаю сызмальства честное дело,
Потому-то и совесть чиста.
А причастен я кровью и телом
Иисуса Христа!

Итак, я рассказал о камчатских писателях, в чьем творчестве явно прослеживается, а то и живет неотделимо, православная тема. Все они – настоящие писатели, ибо их творческий путь освещен и освящен Православием, верой. Как видите, таких литераторов на Камчатке немало. И слава Богу! Если они есть, значит и литература Камчатская есть, она живая, ей по плечу любые темы, в том числе и Высокие.

Александр СМЫШЛЯЕВ

Ещё новости о событии:

Что такое художественная литература по большому счету? Это произведения, в которых ставятся и решаются актуальные духовно-нравственные задачи.
21:41 10.04.2017 Полуостров Камчатка - Петропавловск-Камчатский
Тема православия в произведениях камчатских писателей - Полуостров Камчатка
Что такое художественная литература по большому счету? Это произведения, в которых ставятся и решаются актуальные духовно-нравственные задачи.
21:41 10.04.2017 Полуостров Камчатка - Петропавловск-Камчатский
 
По теме
Отмечается, что зрителям будут возвращены деньги за купленные билеты. Причиной названа “забота о безопасности зрителей и артистов", сообщается на сайте Сеульского центра искусств, сообщает kp.ru.
В него вошли 12 песен Муслима Магомаева. Альбом получил название "Голос мой", а все доходы от стриминга направят на помощь пострадавшим в результате теракта, сообщает "Комсомольская правда".
VestiPk.Ru
Всенощная (3) - Камчатская епархия 23 марта, в канун Недели 1-й Великого поста, Архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил всенощное бдение в Михаило-Архангельском Морском соборе на территории Свято-Пантелеимонова мужского монастыря г.
Камчатская епархия
Горняк пострадал при ЧП на камчатском руднике - Камчатка-Информ Отслоение горной массы произошло на руднике Бараньевский в Быстринском районе Камчатки, пострадал мужчина, сообщили агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в горнорудной компании, которая разрабатывает месторождение.
Камчатка-Информ
Пьяный врезался в опору: межведомственная тренировка по ликвидации последствий крупного ДТП прошла на Камчатке - МЧС по Камчатскому краю Водитель-лишённик, находясь в состоянии алкогольного опьянения, превысил скорость на скользкой дороге, не справился с управлением и врезался в световую опору.
МЧС по Камчатскому краю
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю отмечает, что по итогам 12 недели 2024 года эпидситуация по гриппу и ОРВИ оценивается, как благополучная:
Роспотребнадзор
Серию культурных программ от Московского Дома культуры проведут на Камчатке - Полуостров Камчатка Программу «Парадокс береговой линии» от Московского Дома культуры «ГЭС-2» проведут в Петропавловске-Камчатском, сообщили в краевом художественном музее через свой телеграм-канал.
Полуостров Камчатка
Где казак, там и слава! : исторические часы в библиотеке - ЦБС Вилючинска Краеведение является одним из основных направлений библиотечной работы. Главный библиотекарь Центральной городской библиотеки Вера Владимировна Логинова провела для учащихся 5-7-х классов школ города цикл исторических часов,
ЦБС Вилючинска